Содержание: Раздел 1 1.Общие сведения об образовательной организации………………………………………….3 2. Структура образовательного учреждения и система управления………………………….4 3.Образовательная деятельность………………………………………………………………..5 3.1.Содержание и качество предоставления образовательных услуг………………………..7 3.2 Коррекционно-развивающая деятельность……………………………………………….10 3.3 Организация воспитательного процесса………………………………………………….11 3.4 Предоставление услуг по содержанию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………14 4. Укрепление и сохранение здоровья обучающихся………………………………………..16 5. Востребованность выпускников…………………………………………………………….18 6. Инновационная деятельность……………………………………………………………….18 7.Кадровое, учебно-методическое, библиотечно-информационное обеспечение…………19 8. Материально-техническая база…………………………………………………………….22 9.Функционирование внутренней оценки качества образовательного процесса…………..26 Раздел 2: Информация о показателях деятельности образовательной организации…….. .27 2.1 Анализ показателей деятельности организации………………………………………….29 2 I. Аналитическая часть Отчет о результатах самообследования ГБОУ РХ «Черногорская школа – интернат» за 2019 год содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения. Цель самообследования – обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации, получение объективной оценки о состоянии образовательного процесса по адаптированным основным общеобразовательным программам. Самообследование ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат» проводилось в соответствии со следующими нормативными документами: Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28,29,97 (с последующими изменениями и дополнениями); Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г.№ 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Обеспечивая информационную открытость образовательного учреждения посредством отчета по самообследованию образовательного учреждения, мы надеемся на увеличение числа социальных партнеров, повышение эффективности их взаимодействия с образовательным учреждением. Общие сведения об образовательном учреждении Государственное бюджетное Название учреждения общеобразовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская школа-интернат» Бюджетное учреждение Организационно-правовая форм Учредитель Год основания Юридический адрес Телефон E-mail Адрес сайта в Интернете Должность руководителя Фамилия, имя, отчество руководителя Лицензия Аккредитация Правительство Республики Хакасия 1956 662150, г.Черногорск, улица Дзержинского,16 8(390) 31 -2-17-20 sсhool_19_52int@mail.ru http://chernogorsk-internat.ru/ директор Доценко Наталья Анатольевна Серия 19Л02, рег. Номер 0000113 , выдан МО и НРХ 17.11.2015 Не предусматривается 3 2. Структура образовательного учреждения и система самоуправления Образовательное учреждение как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. Каждая подсистема представляет собой ряд особых подразделений образовательного учреждения, их руководителей, имеющих свои задачи, содержание работы. . Педсовет Социальнопсихологичес кая служба Общее собрание трудового коллектива Директор ЗДВР ЗДУМР Библиотека Методический совет Родительский комитет АХЧ Педагог-организатор Совет профилактики МО воспитателей МО классных руководителей МО псиолого-педагогического сопровождения МО учителей математики и пофессионально-трудового обучения МО естественнонаучного цикла МО начальных классов ППк Социальный педагог Управляющий совет Обслуживающий персонал Учителя-предметники классные руководители воспитатели Родители Обучающиеся Органы самоуправления, созданные и действующие в целях содействия осуществлению самоуправленческих начал в реализации прав образовательного учреждения в решении вопросов, способствуют организации образовательного процесса и финансово – хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических 4 форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления. Вывод: управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Проектирование оптимальной системы управления ОУ осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках законодательства Российской Федерации. 3. Образовательная деятельность Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса Организация образовательного процесса осуществлялась в соответствии с нормативно – правовой базой, согласно которой определяются особенности ведения учебно - воспитательной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральный уровень: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). 2. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 4.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования». 5.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № АФ-150/06 от 18 апреля 2008г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 6.Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». 7.Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с последующими изменениями и дополнениями). 8.Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). 9.Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». 10.Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы». 11.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями). 12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». 5 Региональный уровень: 1.Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 г. № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия». 2.Приказ Министерства образования и науки республики Хакасия № 100-307 от 13.03.2015 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения в Республике Хакасия ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3.Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 г. № 556 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016 – 2025 годы)». Школьный уровень: 1.Устав ГБОУ РХ «Черногорская школа - интернат» 2. Программа развития школы на 2018-2023 гг. Информация об организации образовательного процесса В ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат» на 31.12.2019 года обучалось 206 обучающихся, из них проживало – 9 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 13 до 17 лет. Приём детей-сирот и детей – оставшихся без попечения родителей в образовательное учреждение осуществлялся по направлению Министерства образования и науки Республики Хакасия. Дети, обучающихся по договору с администрацией города Черногорска, направлялись в образовательное учреждение городским управлением образованием с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической комиссии. Контингент обучающихся - это дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Общее недоразвитие интеллектуальной сферы выражается в неустойчивости внимания и восприятия; слабости запоминания, особенно логического мышления; несформированности мотивации на предстоящую учебную деятельность. Незрелость личностной сферы детей проявляется в ограниченных эмоциональных проявлениях, коммуникативном недоразвитии. Количество обучающихся по годам обучения /п №п 1-4 годы обуче ния Всего 5-9 годы обуче ния Классы 1 2 3а 3б 4а 4б 4в 7 классов 5 6 7 8 Кол-во обучающи хся 16 21 15 15 15 12 5 99 21 21 22 22 Из них: обучались в классах 6 14 11 11 13 10 5 70 14 14 16 15 обучались индивидуал ьно на дому 10 7 4 4 2 2 0 29 7 7 6 7 6 Средняя наполняемость классов без учета обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении 10,0 14,4 Всего Итого 1-9 9 5 классов 12 классов 21 107 206 13 72 142 8 35 64 11,8 Вывод: наполняемость классов выше по сравнению с предыдущим годом на 1,4 (2018-10,4). Режим работы образовательной организации Организация образовательного процесса регламентировалась календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием учебных занятий, факультативов, внеурочной деятельности и расписанием звонков. Продолжительность учебного года на первом году обучения - 33 недели, на 2-х – 8годах обучения – 34 недели, в 9-ых -33 недели (без учета экзаменационного периода). Учебный год делится на четыре четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составила 30 календарных дней. Для обучающихся первого года обучения устанавливались дополнительные каникулы в феврале месяце (7 календарных дней). Продолжительность учебной недели: 5-ти дневная неделя для учащихся 1 – 9 года обучения. Учебные занятия организовывались в одну смену. Внеурочная деятельность, факультативные, индивидуально-групповые занятия и т. п. организовывались после учебных занятий с отведением времени на отдых. Начало занятий в 8.30. Продолжительность урока: 40 минут – 2-9 годы обучения, 1-й год обучения - первое полугодие -35 минут, второе- 40 минут. Продолжительность перемен между уроками: Первый год обучения первое полугодие 1 перемена- 10 минут 2перемена-(динамическая пауза)-45 минут 3 перемена- 10 минут второе полугодие 1 перемена- 10 минут 2перемена-(динамическая пауза)- 45 минут 3 перемена- 10 минут 2-9 годы обучения 1 перемена-10 минут 2 перемена- 30 минут 3 перемена- 10 минут 4 перемена- 10 минут 5 перемена- 10 минут 6 перемена- 10 минут Вывод: образовательный процесс организован в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ». 3.1 Содержание и качество предоставления образовательных услуг 3.1.Виды реализуемых образовательных программ Реализуемые образовательные программы разработаны на базе адаптированных основных общеобразовательных программ, с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей умственно отсталых обучающихся, воспитанников. Направлены на получение образования в 1-4 классах по ФГОС О УО детей, и на обучение в 5-9 классах Срок обучения- 9лет. 7 № Образовательные программы 1. Адаптированная основная общеобразовательная программа по ФГОС О УО детей в 1-4 классах, разработанная на основе Примерной образовательной программы для обучающихся с легкой степенью 4года умственной отсталости (1 вариант). 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа по ФГОС О УО детей в 1-4 классах, разработанная на основе Примерной 4года образовательной программы для обучающихся с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости (2 вариант, СИПР). .Адаптированная основная общеобразовательная программа 5-9 классов для детей с умственной отсталостью: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII 5 лет вида под редакцией Воронковой В.В., Москва, «Просвещение», 2017; 3. 4. 5. Сроки реализации Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная) 1 год Программа «Воспитание и социализация» 5 лет Образовательные технологии обучения Сведения об использовании педагогами современных образовательных технологий Количество Результат использования технологии педагогов Технология разноуровнего обучения по В. В. Воронковой 36 Практическое применение учебного материала в жизненных ситуациях у 88% учащихся (по результатам мониторинга социализации). Сформирована база личной успешности у 100% обучающихся 1-9 классов. Театрально-игровая технология 48 Участие в школьных творческих конкурсах достигло 100%. 50% уроков и занятий проходит с использованием театральных приемов. 100% внеурочных и внутришкольных мероприятий проходит с использованием театрально- игровых технологий. Информационно-коммуникационные технологии 44 Сформирован банк электронных методических материалов, содержащих наглядные пособия, дидактический материал, слайдовые презентации, видеоролики. Технология интегрированного урока 11 Повышение адекватного решения жизненных ситуаций, ведущее к социальному развитию на 21%. Повышение выразительности и эмоциональной окраски речи на 46% (данные учителя-логопеда). Технология личностно ориентированного обучения 8 Стимулируется познавательная сфера деятельности обучающихся. Совершенствуются коммуникативные умения. Формируется монологическая речь. Обучающиеся учатся преодолевать препятствия в общении. Технология сотрудничества 35 Созданы условия для активной совместной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях, достижения поставленных задач 36 Вывод: используемые технологии существенно влияют на развитие личности ребенка с умственной отсталостью, его социализацию и оздоровление. По результатам мониторинга коррекционно - развивающей работы уровень социализации в 2019 году по образовательному учреждению составил 88%. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Информация об организации образовательной деятельности в образовательном учреждении размещена на официальном сайте: http://chernogorsk-internat.ru/ Результаты качества обучения: Год 2017 (11 классов, 188 обучающихся) 2018 (12 классов, 178 обучающихся) 2019 (12 классов), 206 обучающихся) Средний показатель успеваемости / качества образования 2-4классы 100/32 100/37 100/34 5-9 классы 100/41,4 100/44 100/42 100/39 По школе 100/38,5 100/40,5 100/38 Вывод: снижение среднего показателя на 2,5% объясняется тем, что в ОУ поступили обучающиеся с низкими обучающими возможностями. В 2019 году пять обучающихся успешно сдали квалификационный экзамен по профессии «Швея» и получили свидетельства. Предмет/Количество учащихся Швейное дело / 5 чел. Результаты экзамена «5» % «4» 5 100 - % - «3» - % - % качества 100 Вывод: качество обучения по профессиональному трудовому обучению высокое, составляет 100%. Индивидуальное обучение больных детей На конец 2019 года на индивидуальном обучении находились 66 обучающихся, из них 64 детей - инвалидов. Для 22 учащихся обучение осуществлялось в форме организации занятий на дому, 44 детей индивидуально обучались в школе, для 1 ребенка факультативные занятия проводились с применением дистанционных образовательных технологий. Обучающиеся 1-4 классов (29 обучающихся) в соответствии с ФГОС О УО обучались по специальной индивидуальной программе развития, 37 учащихся 5-9 классов по индивидуальным образовательным программам, в которые были включены доступные для детей предметы из образовательных областей и коррекционные курсы. При обучении детей педагоги использовали специальные приемы и средства обучения, которые способствовали усвоению индивидуальных образовательных программ. 9 Организация промежуточной аттестации обучающихся с умственной отсталостью проводилась согласно школьному положению о проведении текущей и промежуточной аттестации. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью промежуточная аттестация проводилась в форме контрольных работ по письму, математике, по другим предметам в форме устных опросов. Оценка знаний осуществлялась по пятибалльной системе. Текущая и промежуточная аттестация учащихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью строилась на содержательно-оценочной основе без использования отметки как количественного выражения результатов учебной деятельности учащихся. Организация оказания психолого-педагогической помощи специалистами педагогами – психологами, учителями-логопедами и учителями-дефектологами осуществлялась в соответствии с локальными актами образовательного учреждения и рекомендаций психолого - медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и абилитации с согласия родителей (законных представителей) по утвержденному графику работы узких специалистов и расписанием занятий обучающихся. С обучающимися проводились индивидуальные коррекционные занятия, направленные на коррекцию недостатков в развитии. Коррекционно-развивающими занятиями были охвачены 100% обучающихся. Вывод: индивидуальное обучение осуществлялось в соответствии с нормативноправовыми документами, регламентирующими обучение больных детей. 3.2. Коррекционно-развивающая деятельность с обучающимися В образовательном учреждении создана система психолого - педагогического сопровождения, которая показывает эффективность комплексного сопровождения обучающихся с умственной отсталостью и направлена на освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы, преодоление или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии, способствующая успешной социализации обучающихся. Деятельность психолого-педагогического консилиума в состав, которого входят заместитель директора по учебно-методической работе (председатель консилиума), учителя, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя–дефектологи, социальные педагоги, осуществляют сопровождение обучающихся в соответствии с разработанной технологией. Обследование ребёнка осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. На заседании психолого-педагогического консилиума обсуждаются результаты обследования ребёнка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение и рекомендации. Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Результаты психолого-педагогического сопровождения обучающихся №п/п Педагоги 1. 2. 3. Учителя-логопеды Учителя-дефектологи Педагоги-психологи Охват обучающихся/чел./% 111 (54%) 148 (72%) 201(98%) 10 Результат чел./% 69(62%) 55(76%) 199(99%) В том числе, в рамках доступной среды 84 ребенка-инвалида были охвачены психолого-педагогическим сопровождением. Социальными педагогами, с целью устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений подростками, с ними и их семьями проводилась систематическая индивидуально-профилактическая работа, направленная на коррекцию имеющихся отклонений (склонность к совершению правонарушений). На обучающихся, склонных к совершению правонарушений, были разработаны индивидуальные программы реабилитации и адаптации, а также карты изучения и индивидуального психолого-педагогического сопровождения. За подростками были закреплены шефы – наставники, ежемесячно их заслушивались на Советах профилактики с самоотчетом. Подростки вовлекались в культурно-массовые, спортивные мероприятия и кружковую деятельность. За отчетный период снизилось количество обучающихся, состоящих на учете КДН и ВШУ (2018-12 чел; 2019-7чел.). Вывод: 100% обучающихся, по решению психолого-медико-педагогической комиссии, были охвачены психолого-педагогическим сопровождением. Специалисты психолого-педагогического консилиума отслеживали эффективность обучения детей с умственной отсталостью по АООП, текущие и этапные результаты адаптации, динамику развития и личностный рост обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. 3.3. Организация воспитательного процесса Основные направления воспитательной деятельности Программа «Воспитание и социализация» Направление Название подпрограммы «Дорога к дому», «Доверие». Коррекционно-развивающее Нравственное «Моя школа, моя семья, моя родина». Основы социализации и личностное«Путеводитель по самостоятельной жизни» развитие «Дорога в завтра!», «Мой выбор» «Мы - патриоты» Общекультурное (гражданско патриотическое) Cоциально - трудовое «Я и труд» Спортивно-оздоровительное «В школу за здоровьем!» Профилактика правонарушений «Твои права» Семейное «Содружество» Все разделы программы «Воспитание и социализация» содержат практический материал, направленный на развитие, коррекцию и воспитание детей с учётом возрастных и психофизических особенностей. К каждому направлению разработана своя подпрограмма. Реализация программы позволила: создать в школе комфортные условия для развития, коррекции и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способных жить и трудиться в современном обществе; сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье обучающихся, привить навыки здорового образа жизни; усилить ориентацию обучающихся на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, республике, стране; удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании; укрепить связи семьи и школы в интересах развития ребенка, коррекции процессов его воспитания и обучения, создать 11 систему педагогической подготовки родителей; создать единое воспитательное пространство всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями города, республики; создать систему повышения профессионального мастерства организаторов воспитания; внедрению в практическую деятельность современных достижений коррекционной педагогики, инновационной и экспериментальной работы в области коррекционного воспитания. Дополнительные образовательные услуги №п/п Наименование кружков, секций, объединений 1 Художественно-эстетического направления («Колибри», «Звонкая капель», « Клавиши», «Вдохновение»), «Время рукоделию», «Резьба по дереву». 2 Физкультурнооздоровительного направления (баскетбол, теннис). 4 Общеразвивающего направления («Мышка). Основное содержание (основная цель) деятельности объединения Развитие танцевальных и певческих навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для самореализации, жизнетворчества обучающихся и их духовнонравственного, интеллектуального и физического развития. Пропаганда ЗОЖ, укрепление здоровья, формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортом. Обучение работе на компьютере, развитие умения самостоятельно работать в обычных программах. Охват/ чел. 80чел. 22чел. 16чел. Вывод: занятость в объединениях дополнительного образования в 2019 году составила 118 чел., с учетом того, что дети посещали по 2 и более кружка. Охват кружковой и секционной деятельностью составил 74% из числа детей, посещающих школу. Доля воспитанников, посещающих кружки, секции в других учреждениях дополнительного образования, составила 60%. Внеклассная и внеурочная деятельность Доступны следующие виды и формы внеурочной деятельности: факультативы, кружки, секции. Направления: деятельности: коррекционно-развивающее, спортивнооздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное. Социально-трудовая реабилитация обучающихся осуществлялась через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность обучающихся 1-4-х классах, перешедших на ФГОС О УО детей осуществилась по программам: «Здоровейка», «Школа общения», «Мой мир», «Азбука безопасности», «Волшебная кисточка», «Волшебный язычок», «Шаги здоровья», «Весёлый язычок», «Родничок», «Пешеходная грамота», «Творческая мастерская», «Дерево добра», «Умелые ручки», «Радуга Надежд». Внеурочная деятельность в учреждении рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и, прежде всего, направлена на создание условий для достижения обучающимися c умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. 12 Все организованные формы и методы работы по организации досуговой деятельности в ОУ дали определенный положительный результат в вопросах воспитания и развития детей. Достижения обучающихся Кол-во участников (%) Городской 112 (63%) Региональный 74 (42%) Федеральный 91 (51%) Международный 33 (19%) Кол-во призёров (%) 101 (57%) 6 (3%) 82 (46%) 2 (1%) Кол-во участников (%) 129 (63%) 133 (65%) 102 (50%) 4 (2%) Кол-во призёров (%) 62 (30%) 18 (9%) 76 (37%) 2 (1%) Вывод: положительным результатом всего учебно-воспитательного процесса является постоянное участие обучающихся, воспитанников в конкурсах, выставках, соревнованиях, как на общешкольном, так и на городском, республиканском, всероссийском, международном уровне. Социальное партнёрство учреждения Сеть социальных партнеров, взаимодействующих с образовательным учреждением в реализации программ по воспитанию и социализации воспитанников. Категория Учреждения, организации Админист ративная структура Министерство образования и науки Республики Хакасия; Администрация г. Черногорска; Образован ие и наука ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и ПК»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 им. Д.М. Карбышева» г. Черногорска; МБОУ ДО «Центр развития творчества» г. Черногорска; ГАУ РХ «Черногорский социальнооздоровительный центр им. А.И. Лебедя»; ГБУ РХ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Радость»; ГКУ РХ «Центр занятости населения»; МБОУ ДОД «Станция юных туристов»; Управление Федеральной службы социальной поддержки населения; ГУО г. Черногорска. МКУ ЦБС «Центральная детская библиотека»; МКУ ЦБС «Центральная библиотека им. А.С. Пушкина»; МАУ «Черногорский центр культуры и досуга»; Музей истории ОВД по Республике Хакасия; Культура 13 Организация взаимодействия Аттестация педагогических кадров. Представление отчётности. Участие в программах и конкурсах. Защита прав и интересов детей. Повышение квалификации. Обмен опытом работы. Участие в конкурсах. Инновационная деятельность. Расширение развивающей среды, обогащение социального, коммуникативного опыта воспитанников. Профессиональное самоопределение. Организация совместных мероприятий. Правоохра нительные органы МБУ «Музей истории г. Черногорска»; Театр кукол «Сказка»; ГБУ РХ «Центр живой природы»; Культурные центры г. Абакана и г. Черногорска. КДН и ЗП МО г. Черногорск; ОДН ОМВД России по г. Черногорску; МЧС, Прокуратура г. Черногорска. Редакции газет «Черногорск», «Черногорский курьер», «Черногорский рабочий». Медиа-Холдинг Абакан, Медиа-Холдинг «Черногорск - Информ». Обществен Некоммерческие общественные организации. Женсовет г.Черногорск ные организац ТОС «Центральный» ии Различные Абаканское отделение № 8602 ПАО Сбербанк предприят России; ия и АО «УК» «Разрез «Степной»; ООО «Южно-сибирская теплосетевая компания»; объекты ООО Концерн «Черногорский»; ООО «Разрез «Аршановский»; ООО «СУЭК - Хакасия»,ООО «Оплот» Средства массовой информац ии Профилактика правонарушений. Охрана жизни и здоровья детей. Освещение в СМИ деятельности образовательного учреждения, видеоролики о детях Участие в развитии образовательного учреждения. Интеграция в социум. Организация образовательновоспитательного процесса. Оказание спонсорской помощи Вывод: создана система социальных связей, устойчивого сетевого взаимодействия, установлены отношения взаимной заинтересованности с социальными партнерами 3.4. Предоставления услуг по содержанию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Показатели: 2018 год 2019 год Численность воспитанников 2 3 13 10 Старше 7 лет Численность воспитанников по полу Мальчиков Девочек Количество групп воспитанников (детей-сирот) 13 1 11 2 2 8 2 2 2 разновозрастные 2 разновозрастные 1 12 1 9 А Из них групп с ОВЗ Принцип комплектования групп (по возрасту) Программы обучения Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ№16.» им. Д.М. Карбышева» Адаптированная основная общеобразовательная программа умственно отсталых обучающихся ГБОУ РХ «Черногорская школа- интернат» Охвачено дополнительным образованием всего обучающихся/из них воспитанников 14 Посещают кружки в образовательной организации Посещают кружки в других образовательных организациях Правонарушения среди воспитанников 13 10 5 6 Совершили преступления Совершили правонарушения Состоят на учете в ОДН Состоят на внутреннем контроле образовательной организации Травматизм 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 В образовательном учреждении созданы условия, приближенные к семейным. Каждая группа размещена в отдельном блоке квартирного типа, в котором имеется кухня, спальни на 2-4 человека, гостиная, санитарно-бытовые помещения, гардеробная. Во всех помещениях имеется современная мебель и бытовая техника. В наличии развивающие и настольные игры, книги, журналы, подшивка городской газеты «Черногорский рабочий». Воспитанники обеспечены необходимым спортивным инвентарем. Сформированы 2 разновозрастные группы воспитанников. За каждой группой закреплено по три воспитателя. В ночное время присмотр за воспитанниками осуществляли 4 младших воспитателя. Сменяемость педагогического персонала проводилась по утвержденному графику. Замещение педагогических работников допускается только в случае их болезни или отпуска. В жилом корпусе оборудована комната для личных встреч воспитанников с родственниками и лицами, желающими принять их в семью на воспитание. Оформлены информационные стенды с необходимой информацией. Разработанная педагогами – воспитателями Программа летнего отдыха и оздоровления детей «Золотая маска» стала призёром республиканского конкурса программ организации летнего отдыха детей. Реализовывались индивидуальные планы развития и жизнеустройства, которые направлены на максимально возможное сокращение сроков пребывания воспитанника в образовательном учреждении. План предусматривает комплексное индивидуально ориентированное психолого - педагогическое и социальное сопровождение детей. За 2019г. планы исполнены. Организация воспитания осуществлялась в соответствии с учетом индивидуальных особенностей воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Режим дня предусматривал занятия по интересам, свободное время воспитанников, время для дневного отдыха, организацию подвижных игр, прогулок на свежем воздухе. Воспитательная деятельность осуществлялась на основе школьной Программы воспитания и социализации, программ по подготовке к самостоятельной жизни, к проживанию в семье. Приоритетные задачи воспитания детей: формирование социальной грамотности, подготовка к самостоятельной жизни, включение в систему социальных отношений личности с интеллектуальными нарушениями. Реализация данных задач осуществлялась через вариативную систему деятельности: внеурочную, урочную, дополнительное образование. Реализуются мероприятия по коррекции имеющихся проблем в развитии, обучении и поведении воспитанников. Специалистами сопровождения отслеживалась эффективность обучения воспитанников, текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. 15 Охват воспитанников логопедическим, дефектологическим сопровождением составляет 100%. Реализованы программы по индивидуальному психологическому сопровождению. На каждого воспитанника ведутся дневники наблюдения с целью отслеживания результативности проводимой работы, оказания своевременной психологопедагогической помощи. Результативность работы педагога-психолога: 100% - охвачены индивидуальными и групповыми занятиями; 45% -повысили уровень представлений о различных эмоциях, умении понимать и выражать собственные чувства; 40% -приобрели навыки социальной адаптации в школе; 90 % -овладели навыками бесконфликтного общения. С целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, организации постинтернатного сопровождения реализовывались следующие программы: № Реализуемые \ программы п п 1 Программа . «Путеводитель по самостоятельной жизни». 2 . 3 . Цели программы Формы реализации, результат освоения программ По результатам мониторинга сформированность жизненных навыков воспитанников составляет 80 %; наличие коммуникативных навыков – 90 %; мотивация достижений (по данным педагога-психолога) – 45 %; владение правилами личной гигиены– поддержание жилища в чистоте, уходе за одеждой и обувью – 100 % . Психолого-педагогическая диагностика, Формирование Программа о моделирование ситуаций, подготовки детей представлений к семейной жизни семье; нравственных индивидуальная и групповая работа, полоролевых и информирование. «Моя семья». семейно-бытовых установок. Оказана поддержка выпускникам Организация Программа старше 18 лет (по заявительной форме): постинтернатного индивидуального Трудоустройство – 1чел.; сопровождения и сопровождения и устройство в социальную гостиницу – адаптации поддержки 1чел.; выпускников выпускников для оказание консультативной помощи – «Мы вместе». успешной 7 чел.; социальной и сопровождение выпускников в профессиональных организациях профессиональной составляет 100 %. адаптации в постинтернатный период. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей. Вывод: в образовательном учреждении соблюдаются требования Постановления Правительства Российской Федерации № 481 от 24.05.2014 г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». 4.Укрепление и сохранение здоровья обучающихся 4.1 Медицинское сопровождение 16 Медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществлялось специалистами согласно договору с ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская поликлиника» врачом – психиатром, врачом - педиатром, медицинскими сестрами. Медицинское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении включало: диспансеризацию обучающихся, прививочную и восстановительную терапию (включая лекарственное обеспечение); организацию санаторно-курортного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2 раза в год); обеспечение техническими средствами реабилитации (включая протезно-ортопедические, оптические средства для детей-сирот). Кроме того, медицинские работники осуществляли контроль за приготовлением пищи, организацией питания и санитарного состояния помещений. 4.2. Данные о состоянии здоровья Результаты диспансеризации обучающихся и воспитанников Распределение по группам здоровья( %) Первая группа (%) Вторая группа ( %) Третья группа (/%) Четвертая группа ( %) Физическое развитие детей: отклонение от ниже среднего Показатели диспансерного учета: отставание в психическом развитии (%) понижение остроты зрения (%) заболевания опорнодвигательного аппарата Травматизм 2018год Воспитан Обучаю ники щиеся 2019год Воспитан Обуча ники щиеся 0 1% 63% 36% 0 7% 62% 31% 0 1% 63% 36% 0 8% 51% 41% 31% 8% 27% 12% 100% 12% 100% 23% 100% 12% 100% 28% 32% 0 16% 0 32% 0 22% 0 Количество обучающихся с III- IVгруппой здоровья составляет большинство, т.к в образовательное учреждение поступают дети с уже имеющимися заболеваниями. Обучающиеся, имеющие хронические заболевания, поставлены на диспансерный учет и по плану оздоровительных мероприятий проходят два курса противорецидивной терапии (осень, весна). Кроме того, 100% обучающихся привиты от гриппа и дополнительно воспитанники – от клещевого энцефалита. Результативностью по данному направлению является отсутствие массовых заболеваний ОРЗ и ОРВИ. Оздоровление воспитанников Год 2019 Кол- Летний Летний отдых во отдых на выпускников детей базе ОЦ на базе ОЦ «Золотой бор» «Золотой бор» 18 15 6 17 Санаторнокурортное лечение Курорт «Озеро Шира» 8 Кол-во воспитанников, переданных в семьи на каникулы 4 Вывод: организация работы по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников осуществляется на основании плана работы образовательного учреждения, должностных инструкций специалистов. 4.3 Организация питания Организация питания осуществлялась в соответствии с программой производственного контроля, планом работы бракеражной комиссии. Для воспитанников организовано 5-ти разовое питание (200 руб.). В праздничные и выходные дни стоимость питания увеличивается на 10%. Для обучающихся организовано горячее двухразовое питание: завтрак и обед (77 руб.). Питание разнообразное, сбалансированное, включает в достаточном количестве мясные, рыбные, молочные, овощные блюда. Ежедневно воспитанникам выдаются фрукты, соки. В меню включены кисломолочные продукты: кефир, йогурт (в натуральном виде), сметана, творог (после термической обработки). Проводится витаминизация третьих блюд. В системе осуществлялся контроль за санитарно-гигиеническим состоянием столовой, дежурством в столовой, качеством приготовленных блюд. Вывод: при организации питания в образовательном учреждении соблюдаются требования, установленные СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях». 5. Востребованность выпускников Год Кол-во выпуск ников 2019 27чел. Филиал ГБПОУ РХ «Хакасский политехничес кий колледж» п.УстьАбакан ГБПОУ РХ «Черногорс кий механикотехнологич еский техникум» ГБПОУ РХ «Горностроительны й техникум» ГБПОУ РХ «Профессио нальное училище № 16» с. Таштып Не учатся, не работа ют Не работают ,не учатся в связи с инвалид ностью 3 чел (слесарь по ремонту автомобилей) 11чел (7-швея, 1-плотник, 3 маляр) 4чел (штукатур) 1чел (работник овощного хозяйства) 3чел 5чел Вывод: 75% выпускников с умственной отсталостью продолжили обучение в профессиональных образовательных организациях Республики Хакасия, реализующих программы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, что говорит о достаточном уровне подготовленности выпускников образовательного учреждения к получению профессии и социальной адаптации. 6. Инновационная деятельность В образовательном учреждении открыт Центр психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями (далее–Центр) Центр включен в региональный проект психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на территории Республики Хакасия. Цель: оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи. 18 Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности четырёх педагогов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и руководителя Центра. Оказывается консультативно-методическая помощь по различным вопросам диагностики, воспитания, обучения и развития ребёнка, содействие в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и пропаганда семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотрена не только широкая работа с родителями, но и непосредственная воспитательно-образовательная работа по коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющихся проблем в развитии. Центр оказывает услуги на безвозмездной основе. Проконсультиро Общее количество детей, получивших услуги в Центре вано семей всего/ из них семей с детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами Дети с ОВЗ и Дети, испытывающие трудности в инвалидностью освоении образовательных программ 127/120 120 7 Показатели эффективности реализации регионального проекта определены с учётом данных анкетирования посетителей Центра. № п/п Наименование показателя Отчётный период 1. Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей ед. 141 2. Доля граждан, положительно оценивших качество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, от общего числа обратившихся граждан и кол-во граждан положительно оценивших качество услуг. 3. Количество педагогов и иных работников, предоставивших услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей. 100% 4 Информация о деятельности Центра размещена на официальном школьном сайте. Вывод: результаты деятельности Центра указывают на востребованность предоставляемых услуг. 7. Кадровое, учебно-методическое, библиотечно-информационное обеспечение 7.1Кадровая укомплектованность Категории работников Всего А Директор 19 2018 год (чел) 2019 (чел) 52 52 1 1 Заместитель директора Заведующий учебно-консультационным пунктом Учитель: всего Педагог дополнительного образования Педагог-организатор Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель- дефектолог Социальный педагог Музыкальный руководитель Тьютор Воспитатель 3 2 1 1 26 28 1 1 1 1 3 3 3 3 3 3 2 2 1 1 2 2 4 4 Вывод: образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на 100% Уровень профессионального мастерства 2018 48 Численность педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: высшая 38.7% первая 34.6% % аттестованных педагогов 73% 2019 48 35,5% 42% 77% Вывод: профессиональный уровень педагогов повышается. Дефектологическое образование по профилю педагогической деятельности имеют 79 % педагогов. За 3 года курсы повышения квалификации прошли 100% педагогов. В 2019г 12 (25%) педагогов прошли курсы повышения квалификации. Обобщение и распространение педагогического опыта за 2019 учебный год Проведение открытых уроков 30 Проведение мастер – классов 10 Обобщение опыта на семинарах 24 Посещение семинаров с целью повышения 46 профессионального уровня Участие в вебинарах 62 Публикации статей в сборниках 109 Участие в профессиональных конкурсах 1учитель-дефектолог, победитель республиканского этапа и дипломант Всероссийского этапа «Учительдефектолог-2019», 1 учитель-логопед «Молодой учитель2019»: (3 место, республиканский этап); 1 учитель-дефектолог «Электронное портфолио молодого учителя».(3 место, 20 республиканский этап) Педагогический коллектив стабилен. Имеют отраслевые награды 48% педагогов. 7.2.Учебно-методическое обеспечение Структура учебно-методического комплекса Учебный компонент Методический компонент Энциклопедии, развивающие дидактические игры, электронные игры Видеофильмы, мультимедийные презентации, ЦОР Справочники, словари, интернет ресурсы, учебно-наглядные пособия, видеофильмы, книги для чтения, занимательный материал Раздаточный материал (карточки, задания), электронные презентации к урокам, методические пособия из опыта работы Учебники, рабочие тетради, электронные пособия, контрольнодиагностические материалы Методические пособия, технологические карты, методические рекомендации к учебным предметам, задания для проверочных и контрольных работ, дидактические материалы В связи с переходом на ФГОС О ОУ детей 1-4 классы (Вариант 1, 2) обеспечены: 1. интерактивными развивающими пособиями для индивидуальных и групповых занятий; 2. программно-методическими комплексами. Обеспеченность учебного компонента по основному элементу Учебники: 1-4 класс-100% 4-9 классы -100% Интерактивные развивающие пособия для индивидуальных и групповых занятий: 1-4 класс -100% Программно-методические комплексы: 1 -4 класс -100% Вывод: вспомогательные и дополнительные ресурсы учебного и методического компонента регулярно обновляются и дополняются. 7.3 .Библиотечно – информационное обеспечение 7.3.1.Наличие электронной библиотеки 21 6 7 8 9 Другое по учебной работе Трудовое обучение Географ ия История Биология Природо ведение Окружа ющий мир чтение Русский Математ ика клас с Количество электронных пособий 1 1 1 1 1 1 19 Вывод: электронных экземпляров – 25, т.к. электронные учебники для детей с умственной отсталостью отсутствуют. В библиотеке созданы условия для работы с использованием информационно-коммуникационных технологий: в читальном зале имеются компьютер с мультимедийным проектором, сканером, медиатекой. 7.3.2.Обеспеченность классов учебниками: Учебный фонд соответствует требованиям ФГОС О УО детей. Все используемые учебники входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования (с изменениями)». Состав библиотечного фонда Наименование показателей Состоит на конец отчетного года Объем фондов библиотеки – всего 4477 В т.ч. учебники 2807 В т.ч. учебные пособия 30 В т.ч. художественная литература 1564 В т.ч. справочная литература 76 Вывод: обучающиеся обеспечены учебниками в соответствии с требованиями федерального перечня, библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 8.Материально-техническая база Перечень зданий, строений и сооружений. Здания Учебный корпус Спальный корпус Спортивный зал Столовая Прачечная - кастеляная Площадь Назначение 3478,7кв.м/1396кв.м Осуществление учебного процесса 1137,6 кв.м Содержание детей-сирот 265,3 кв.м Осуществление учебного процесса 907,5 кв.м Осуществление питания обучающихся и воспитанников 657,0 кв.м Стирка белья На территории образовательного учреждения, площадью земельного участка 54014 кв.м., находятся отдельно стоящие здания учебного корпуса, спортивного зала, столовой, жилого корпуса и вспомогательные помещения. Территория ограждена железобетонным забором, озеленена, благоустроена и освещена, установлена система 22 видеонаблюдения, пожаротушения. Выделены следующие зоны: детская площадка, оборудованная современными конструкциями, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Учебный корпус-4-х этажное здание. Образовательная деятельность проводится на 1-3 этажах в 28 кабинетах, четвертый этаж в учебном процессе не используется. Проектная мощность составляет 230 человек. Фактическая наполняемость 206 учащихся. В образовательном учреждении создана беспороговая доступность для всех категорий инвалидов. Выложена брусчаткой площадка перед входом в школу, установлены навесы перед входом в школу, мнемосхемы, прозрачные дверные группы, пандусы в спортивном зале, столовой, в здании школы на лестницах и в коридоре первого этажа- 2-х уровневые поручни, оборудованы санузлы для маломобильных групп населения. Имеется специальное оборудование: мобильный гусеничный подъемник, кресло-коляска, в библиотеке установлена индукционная петля, в фойе и коридоре первого этажа- 2 информационных табло «бегущая строка». Спортивный зал размещен в отдельно стоящем здании с размерами 9х18м., оснащен специальным спортивным инвентарем (мячи, коньки, лыжи, скакалки, обручи, ленты). Кроме того оборудован тренажерный зал. Для проведения подвижных игр на территории образовательного учреждения оборудованы спортивная площадка, имеющая необходимые разметки и спортивные конструкции. Жилой корпус - двухэтажное, отдельно стоящее кирпичное здание, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. В здании проведен ремонт помещений. Состояние строения соответствует санитарным и противопожарным требованиям. Медицинский блок находится в правом крыле жилого корпуса. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием, лекарственными средствами для оказания медицинской помощи воспитанникам и обучающимся. Столовая обеспечена современным оборудованием: плиты, духовой шкаф, шкаф пекарский, миксер, морозильные шкафы, пароконвектомат, холодильные витрины, посудомоечная машина, хлеборезка, туширующее устройство, блинница, что позволяет соблюдать технологию приготовления пищи. Столовая работает на сырье. Перечень помещений Код Наименование 2018 наличие на 01.01. 1 39 3 2 3 3 2 1 1/4477 1 1/90 1 3 1 1 1 1 1 1 Б Специализированные кабинеты: кабинет психолога кабинет социального педагога кабинет учителя-логопеда мастерские кабинет дополнительного образования кабинет СБО библиотека/библиотечный фонд (шт.) спортивный зал актовый зал (кол-во мест) кабинет сельскохозяйственного труда кабинет дефектолога кабинет ОБЖ кабинет врача кабинет старшей мед.сестры кабинет постовой мед.сестры кабинет процедурный кабинет прививочный 23 2019 наличие на 01.01. 37 3 2 3 3 1 1 1/4477 1 1/90 1 3 1 1 1 1 1 1 физиокабинет изолятор бухгалтерия кабинет директора приемная кабинет заместителей директора игровые помещения, всего количество мест в спальных комнатах из них не занято: Кабинеты по общеобразовательным предметам, всего в том числе: начальные классы русский язык математика биологии и географии истории музыки 1 3 3 1 1 3 3 24 1 3 3 1 1 2 3 24 11 14 11 14 4 2 2 1 1 1 7 2 2 1 1 1 Все кабинеты оснащены современной ученической мебелью, школьными досками, шкафами для хранения дидактического и методического материала, компьютерами для использования в работе педагогами. В части учебных кабинетах установлены интерактивные доски, мультимедийные проекторы, МФУ. Соблюдены требования СанПиН 2.4.2 3286-15 к освещению классных комнат, отделке помещений, воздушно-тепловому режиму, размещению мебели. Школьная мебель расставлена в соответствии с ростом обучающихся. Количество персональных компьютеров и информационного оборудования Наименование показателя Всего Персональные компьютеры Из них: ноутбуки планшетные компьютеры Имеющие доступ к Интернету Мультимедийные проекторы Интерактивные доски Принтеры Сканеры Многофункциональные устройства (МФУ) 86 В том числе используемых в учебных целях Всего Из них доступных для использования обучающимися в свободное от основных занятий время 48 11 26 8 17 8 51 23 13 5 25 8 23 24 3 8 Вывод: в образовательном учреждении имеется информационно-техническое оборудование, способное обеспечить реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы умственно отсталых обучающихся. Однако необходимо дополнительное приобретение информационного оборудования, т.к не все учебные кабинеты в полном объеме оснащены мультимедийными проекторами, интерактивными досками, МФУ. На создание системы комплексной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоления самоизоляции обучающихся данной категории и негативного отношения имеется специальное оборудование различного назначения. Таблица. Перечень специального оборудования Наименование Колво ед. Релаксационное оборудование: релаксационный уголок «Отражение», 29 сухой интерактивный бассейн, настенные интерактивные панно, различные проекторы со светоэффектами, подвесные фибероптические модули, мягкие кресло-трансформер и музыкальное кресло, мягкие маты, подушечки, сенсорные и массажные мячики, набор СD-дисков для релаксации, ионизатор-увлажнитель ультразвуковой «Мелодия», музыкальный центр и др. 53 Развивающее оборудование: тактильные и сенсорные дорожки, различные интерактивные, светозвуковые и тактильные панели, различные настенные развивающие модули, диагностические и методические комплекты «Семаго», «Монтессори», наборы методических материалов для развития и коррекции восприятия детей, мягкие развивающие модули, комплект для песочной терапии, дидактический стол с наполнением и др. 4 Компьютерное и программное обеспечение: компьютер, многофункциональное лазерное устройство, мультимедиапроектор, пакет автоматизированной психодиагностики. 27 Развивающее оборудование: логопедический уголок, логопедические сундуки, набор методических материалов для методики «Развитие и коррекция речи детей», развивающие тренажёры, комплекты игровых динамических раздаточных пособий, тактильно-развивающие панели, дидактический стол с наполнением и др. Компьютерное и программное обеспечение: ноутбук, программно22 индикаторный комплекс для обучения диафрагмальному дыханию «Волна», программно-дидактический комплекс для детских специалистов ЛОГОМЕР с учётом ФГОС, комплексная многосторонняя программа по коррекции различных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией «Дэльфа-142.1», развивающее-коррекционные методики с видеобиоуправлением, программы наглядного образования, диагностическая коррекционно-развивающая методика с видеорегистрацией «Песочная терапия» и др. Развивающее оборудование: тактильные и сенсорные дорожки, 17 методический комплект «Монтессори», наборы методических материалов для развития и коррекции восприятия детей, тактильно-развивающие панели, дидактический стол с наполнением и др. Компьютерное и программное обеспечение: ноутбук, интерактивная 15 система, программы наглядного образования, коррекционно-развивающие методики с видеобиоуправлением и др. Дефектологичес кое сопровождение Логопедическое сопровождение Психологическое сопровождение Служб ы 25 Начальная школа (по ФГОС О УО детей) Все службы Релаксационное оборудование: мягкие кресло-трансформер и музыкальное кресло, мягкая мебель, музыкальный центр и др. Развивающее оборудование: тактильные и сенсорные дорожки, методический комплект «Монтессори», интерактивные, светозвуковые и тактильные развивающие панели, наборы методических материалов для развития и коррекции восприятия детей, дидактический стол с наполнением и др. Компьютерное и программное обеспечение: ноутбук, интерактивная система, многофункциональное лазерное устройство, программы наглядного образования и др. Мебель для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения: столы для инвалидов колясочников, стулья и столы ученические одноместные, регулируемые по высоте. 12 41 13 124 Вывод: учебно-материальная база образовательного учреждения позволяет на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с обучающимися и воспитанниками. 9.Функционирование внутренней системы оценки качества образования Внутренняя система оценки качества образования регламентировалась положением «О внутришкольной оценке качества образования». Объектами оценки качества образования являлись: качество образовательных результатов, качество программнометодического обеспечения образовательного процесса, качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Оценка качества образования осуществлялась посредством педагогического анализа на основе получения данных из следующих информационных источников: мониторинг образовательных и личностных достижений, обучающихся на разных ступенях обучения, в т. ч. результатов промежуточной аттестации; учет творческих и спортивных достижений, обучающихся; результаты внутришкольного контроля, в т. ч. отчетная документация работников школы; результаты социологических исследований; результаты проверок контрольно-надзорных органов и иные, не противоречащие действующему законодательству источники информации. Оценка качества образования осуществлялась на основе критериев, характеризующих основные аспекты качества образования: качество образовательных результатов; качество образовательного процесса; качество образовательных условий. С целью получения объективной информации для диагностики состояния и основных результатов образовательной деятельности администрация образовательной организации в течение года осуществляла внутреннюю оценку качества образования. В течение года диагностировалось состояние образовательной деятельности, выявлялись отклонения в работе педагогического коллектива от запрограммированного результата, совершенствовалась система контроля за состоянием и ведением школьной документации. В качестве источников данных для оценки качества образования в течение года использовались: образовательная статистика, промежуточная аттестация, мониторинговые исследования, социологические опросы, отчеты работников школы, посещение уроков и внеклассных мероприятий, данные АИС «Электронная школа». Мониторинговые исследования обсуждались на совещаниях при директоре, заседаниях педагогического совета, методического совета, управляющего совета школы. Формы контроля были разнообразными: классно-обобщающий контроль; персональный контроль; тематический контроль; мониторинг формирования личностных и предметных планируемых результатов обучающихся 1-4 классов. 26 Один раз в четверти администрацией образовательного учреждения осуществлялась проверка классных журналов, в системе осуществляется проверка дневников учащихся 19 классов. В течение учебного года осуществлялся контроль за организацией обучения по индивидуальным учебным планам (на дому) по разным направлениям. Посещенные администрацией школы уроки в 1-4 классах анализировались в соответствии с требованиями ФГОС О УО детей. II.Информация о показателях деятельности образовательной организации № п/п Показатели 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность учащихся 1.2 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования 1.3 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования 1.4 Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на “4”и “5”по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 1.5 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших свидетельства об обучении, в общей численности выпускников 9 класса 1.6 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших свидетельства об обучении, в общей численности выпускников 9 класса 1.7 Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся 1.8 Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: 1.8.1 Регионального уровня Едини ца измере ния Календарный год чел. чел. 178 71 206 99 + чел. 108 107 - чел/% 78 (40.6%) 78 (38%) чел/% 33 (100%) 27 (100%) чел/% 0 (0%) 0 (0%) чел/% 112 (63%) 76 (37%) - 29 (15%) 82 (46%) 2 (1%) 1 (0,5%) 18 (9%) 76 (37%) 2 (1%) 1 (0,5%) - 0 0 чел/% чел/% 1.8.3 Международного уровня чел/% 1.10 Численность/удельный вес численности чел/% обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности чел/% учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся 27 2019 чел/% 1.8.2 Федерального уровня 1.9 2018 + /- - Численность административно-управленческого персонала 1.12 Общая численность педагогических работников, в том числе: 1.13 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников 1.14 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 1.15 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников 1.16 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 1.17 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: 1.17. Высшая 1 1.17. Первая 2 1.18 Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших аттестацию на аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (СЗД) 1.19 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 1.19. До 5 лет 1 1.11 1.19. Свыше 20 лет 2 1.20 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 1.21 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей 28 чел 4 3 чел 48 48 чел/% 47 (98%) 46 (96%) - чел/% 47 (98%) 46 (96%) - чел/% 0 0 - чел/% 1 (2%) 1 (2%) 17 (36%) 16 (34%) 5 (11%) 17 (36%) 20 (42%) 7 (15%) - чел/% чел/% чел/% чел/% + + чел/% чел/% чел/% чел/% чел/% 6 (13%) 32 (67%) 2 (5%) 16 (34%) 6 (13%) 35 (73%) 3 (6%) 18 (38%) + + + + 1.22 2. 2.1 2.2. 2.3. 2.3.1 2.3.2 2.4.2 2.4.3 . i. численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административных работников, прошедших за последние 3 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административных работников Инфраструктура Количество компьютеров на одного обучающегося Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы в расчете на одного обучающегося Наличие в ОО системы электронного документооборота С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки Общая площадь всех помещений, используемая в образовательном процессе на одного обучающегося чел/% 48 (100%) 48 (100%) ед. 0,06 0,05 ед. 13,3 13,8 да/нет да да да/нет да да да/нет да/нет да да да да да/нет да да кв.м 7,8 6,8 2.1 Анализ результатов показателей образовательной деятельности показал следующее: увеличилось общее количество обучающихся на 16%; увеличилось количество обучающихся по программе начального общего образования на 39%; количество обучающихся по программе основного общего образования изменилось незначительно; качество обучения снизилось на 2,6%, составляет 38%; увеличилось количество больных детей, обучающихся на дому на 14%; все выпускники 9-ых классов получили свидетельства об обучении; уровень подготовки выпускников 9-ых классов по профессиональному трудовому обучению составил 100%; снизилось численность обучающихся, победителей конкурсов различных уровней на 12%; увеличилось количество молодых специалистов; уменьшилось количество педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию; увеличилось количество педагогов, аттестованных на первую квалификационную категорию; все педагоги своевременно прошли курсы повышения квалификации (25%); занятость обучающихся в системе дополнительного образования достигла 78%; открыт Центр психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья; степень удовлетворенности родителей качеством учебного - воспитательного процесса составляет 94% (результаты анкетирования). Выявлены проблемы: 1. Недостаточный уровень индивидуальной коррекционно - развивающей работы, необходимой для социализации обучающихся; 29 2. Недостаточное использование педагогами в образовательном процессе электронных и дистанционных образовательных технологий; 3. Недостаточное внимание уделяется на уроках методам и приемам здоровьесбережения; 4. Недостаточная профилактическая работа с учащимися с девиантным поведением по формированию социальной грамотности и социальных отношений обучающихся, по их социальному сопровождению в учебно-воспитательном процессе; Результаты самообследования были заслушаны на заседании Управляющего совета, педагогическом совете 17.04.2020 г. (Протокол № 4). По итогам опроса работников, администрации и в целом трудового коллектива результаты самообследования оценены положительно. Исходя из анализа результатов самообследования: Цель на 2020 г.: создание благоприятных условий для развития личности обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями современного общества, с ФГОС О УО детей, обеспечивающих возможность их успешной социализации. Задачи: продолжить совершенствование новых форм коррекционно – развивающей работы, необходимых для развития личности обучающихся с умственной отсталостью; использовать возможности образовательной среды обучающихся для формирования умений и навыков работы с электронными и информационными ресурсами; совершенствовать профилактическую работу по выявлению обучающихся младшего школьного возраста, склонных к правонарушениям; совершенствовать профессиональную компетентность педагогов. 30 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)