Положение о форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся

обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах или
иным образом.
Текущий контроль успеваемости обучающихся – представляет собой процесс определения
количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки
обучаемых существующим оценочным требованиям, предъявляемым к ним АООП.
Промежуточная аттестация – это определение уровня достижения результатов освоения
обучающимися образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) АООП, проводимой в формах, определенных
учебным планом и порядке, установленном ОУ;
Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.2.Оценка образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью ( далее- УО) в
освоении содержания АООП ориентирована на представленные в ФГОС УО.
Содержание и результаты разработанных
ОУ АООП должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов
федеральных основных
общеобразовательных программ (ФАООП УО).
2.Формы, периодичность и порядок текущего контроля
2.1.Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания
образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов
освоения обучающимися АООП, разработанных на основе ФАООП УО, ФГОС УО.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного года.
Текущей аттестации подлежат все обучающиеся с УО, осваивающие АООП.
Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую
часть АООП.
Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, также
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения АООП.
2.2. Особенности оценки достижения результатов освоения АООП обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.2.1.Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП, разрабатываемой в ОУ
для обучающихся с УО, должны адекватно отражать требования ФГОС УО, передавать специфику
образовательного процесса, в том числе специфику целей изучения отдельных учебных предметов,
соответствовать возможностям обучающихся с УО.
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей обучающихся с ОВЗ и обеспечивает коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
2.2.2. АООП ОУ разрабатываются с учетом вариантов ФАООП УО: федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2).
Каждый вариант ФАООП УО содержит дифференцированные требования к
структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне
зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития,
места проживания обучающегося.
АООП для обучающихся с УО при необходимости индивидуализируется
(специальная индивидуальная программа развития; далее - СИПР), к которой может быть
создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы,

учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с
умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с УО, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части
создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с УО
осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его
комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
2.2.3.Освоение АООП (Варианты 1,2) обеспечивает достижение обучающимися с
УО двух видов результатов: личностных и предметных.
Организация оценки личностных результатов освоения АООП обучающимися с
УО
(Варианты 1,2).
Личностные результаты освоения АООП (варианты 1,2) включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции используется метод
экспертной группы. Экспертная группа создается в ОУ и в ее состав входят все
участники образовательного процесса (учителя, воспитатели, учитель- логопед, педагогпсихолог, социальный педагог, а также медицинский работник (по согласованию).
Основной формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум общеобразовательной организации (ППк). Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися АООП УО следует
учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки
служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах.
На основании применения метода экспертной оценки (процедура оценки результатов
на основе мнений группы специалистов (экспертов) осуществляется всесторонняя и
комплексная
оценка
овладения
обучающимися
социальными
(жизненными)
компетенциями.
Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата включается в
оценку личностных результатов с учетом АООП, типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами ОУ.
Оценка личностных достижений производится путем фиксации фактической
способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного
результата личностного развития
Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной
жизни в различных социальных средах (с легкой формой умственной отсталости школьной
и семейной). Результаты анализа представляются следующим образом:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл - минимальное продвижение;
2 балла - среднее продвижение;
3 балла - значительное продвижение.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития жизненной компетенции обучающегося, что позволяет не только представить
полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие
или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка достижений личностных результатов производится 2 раза в год: на конец 1-го
учебного полугодия и в конце учебного года.
Данные показатели вносятся в индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося с УО (ИОМ) и Карту мониторинга личностных результатов обучения
обучающегося с УО (ИН), что позволяет не только представить полную картину динамики

целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Организация оценки предметных результатов обучения по АООП обучающихся с УО.
Оценивание предметных результатов обучения по АООП осуществляется в
зависимости от варианта реализуемой АООП с учетом
особых образовательных
потребностей обучающихся, а также их индивидуальных особенностей и возможностей.
Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося с ОУ в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений обучающегося с УО.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
2.3.4.Оценка предметных результатов обучающихся, осваивающих АООП УО с
легкой умственной отсталостью
Предметные результаты освоения АООП обучающихся с легкой умственной
отсталостью могут дифференцироваться в зависимости от особенностей сенсорной,
речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
АООП УО легкой степени определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью.
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) ОУ
может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным
для всех обучающихся с УО легкой степени.
Минимальный и достаточный уровень достижения предметных результатов
фиксируются в рабочих программах по предметам и курсам.
Формами и методами текущего контроля по АООП УО с легкой умственной
отсталостью являются:
наблюдение;
устный ответ;
тестовые задания;
диктант/списывание с грамматическим заданием;
письменная самостоятельная работа;
практическая работа;
тестирование;
творческая работа;
самостоятельная работа;
контрольные работы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся с легкой степенью УО, оцениваются
по всем предметам обязательной части учебного плана по балльной системе:
«5»- отлично;
«4» - хорошо;
«3» - удовлетворительно и выставляются в электронный журнал.
Неудовлетворительная отметка не предусматривается.
Отметки, выставляемые обучающемуся, подразделяются на:
текущие - отметки, выставляемые учителем в электронный журнал на уроке втечение
учебного года;
полугодовые- отметки, выставляемые учителем в электронный журнал по итогам учебного
полугодия;
годовая отметка.

Годовые отметки выставляются учителем в электронный журнал по итогам учебного
года обучающимся с УО легкой степени как среднее арифметическое полугодовых
отметок.
В случае прохождения промежуточной аттестации обучающимися с УО легкой
степени по окончании последнего года освоения уровня образования, годовая отметка
складывается как среднее арифметическое полугодовых отметок и отметки за
промежуточную аттестацию. Спорные случаи, если среднее арифметическое
полугодовых отметок равно 2,5; 3,5; 4,5, рассматриваются в пользу обучающегося.
Фиксация оценки предметных результатов в баллах начинается со второго
полугодия 2 класса.
Для объективной аттестации обучающихся по итогам полугодия необходимо:
не менее 5 оценок - при нагрузке 1 час в неделю;
не менее 7 оценок - при нагрузке 2 часа в неделю;
не менее 11 оценок при нагрузке 3 и более часов в неделю.
Выставление отметок по учебному предмету должно быть своевременным и
равномерным в течение учебного полугодия.
Вследствие того, что образование некоторых категорий детей с УО не является
цензовым, отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются
«цензовыми».
Выставляемые оценки обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не могут быть приравнены к оценкам обучающихся других ОУ в виду
значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной
деятельности, а являются лишь показателем успешности их продвижения по отношению к
самим себе.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления.
По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные,
частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или)
отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено
по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при
оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП с легкой умственной отсталостью выявляются в ходе
выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
При оценке итоговых предметных результатов учитель из всего спектра оценок
выбирает такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность
обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных
компетенций.
2.3.5..Обучение в
1 классах является безотметочным.
Во время обучения в 1 классах учитель поощряет и стимулирует работу учеников,
используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным,

насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
2.3.6.Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с АООП, и могут
включать в себя проведение дополнительной работыс обучающимся, индивидуализацию
содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку
образовательной деятельности в отношении обучающегося.
2.3.7.Оценка предметных результатов образовательной деятельностиобучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),
обучающихся по варианту 2 АООП
Оценка предметных результатов образовательной деятельности обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития обучающихся по
варианту 2 АООП в соответствии проводится без выставления отметок.
На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка
экспертной группой общеобразовательной организации разрабатывается специальная
индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные
образовательные потребности обучающегося с УО, в которых указываются, какими
умениями и навыками он должен овладеть, а также методики оценки знаний обучающегося
с УО.
По причине системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории обучающихся показан
индивидуальный уровень итогового результата общего образования.
Индивидуальный учебный план (ИУП) в рамках СИПР отражает доступные для
обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и
устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. В ходе мониторинга
реализации СИПР участники экспертной группы (учитель, учитель-логопед, педагогпсихолог, социальный педагог, иные специалисты) оценивают уровень сформированности
представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой.
Выявление результативности обучения происходит в процессе выполнения
перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении
и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение,
показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по
подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности
достижений необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
выполняет действие самостоятельно;
выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной);
выполняет действие по образцу;
выполняет действие с частичной физической помощью;
выполняет действие со значительной физической помощью;
действие не выполняет;
узнает объект;
не всегда узнает объект;
не узнает объект.
При оценке обучения учитываются особенности психического, неврологического и
соматического состояния каждого обучающегося, степень самостоятельности ребенка;
затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов и даже образовательных
областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения

и развития в целом.
Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении
действий, операций, направленных на решение конкретных жизненных задач,
сформулированных в СИПР.
Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или
частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся
выполняет осваиваемые действия и насколько он использует сформированные
представления для решения жизненных задач.
Фиксация результатов текущего контроля осуществляется в форме «усвоил»/ «не
усвоил». Отслеживается продвижение обучающихся относительно самих себя, без
сравнения результатов со сверстниками.
Система оценки результатов за полугодие, учебный год отражает степень выполнения
обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
2.3.8.Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы имеют
дифференцированный характер, должны уточняться и конкретизироваться с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Достижения обучающихся рассматриваются в динамике с учетом их предыдущих
индивидуальных реализаций программы коррекционной работы лежат в большей степени
в сфере жизненной компетенции и оцениваются с учетом предыдущих достижений
обучающихся.
Мониторинг освоения программы коррекционной работы проводится на психологопедагогическом консилиуме (ППк) образовательной организации в ходе анализа
результатов диагностической работы специалистов.
Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы
осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале:
3 балла - значительная динамика,
2 балла - удовлетворительная динамика,
1 балл - незначительная динамика,
0 баллов - отсутствие динамики.
2.3.9.Нормы и критерии оценки знаний обучающихся с УО по учебным предметам учебного
плана, блока коррекционных занятий АООП УО представлены в локальном акте ОУ,
утвержденным руководителем ОУ.
3.Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации
3.1.Освоение АООП, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной
аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом и в
порядке, установленным настоящим Положением.
3.2.Целью аттестации является:
объективное
установление
фактического
уровня
освоения
адаптированной
образовательной программы и достижения результатов освоения адаптированной
образовательной программы обучающимися с УО;
соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС ОВЗ и ФГОС УО;
оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении
им адаптированной образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
учащегося с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
осуществлении образовательной деятельности;
оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения адаптированной образовательной
программы.
Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ

осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимся результатов и не может быть
поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта
пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных
обстоятельств.
Система оценки планируемых результатов освоения АООП базируется на
приоритете динамики индивидуальных достижений обучающегося.
На оценку промежуточной аттестации, результаты которой используются для
принятия решения о возможности продолжения обучения на следующем уровне
образования, выносятся предметные результаты, связанные с усвоением опорной системы
знаний по учебным предметам (обучающихся с УО) и предметные результаты
обучающихся с ОВЗ.
3.3.Отрицательные результаты текущего контроля успеваемости – не является основанием
не допуска обучающегося к годовой промежуточной аттестации.
3.4.Промежуточная аттестация в ОУ проводится на основе принципов объективности,
беспристрастности.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
Обучающиеся с УО легкой степени проходят промежуточную аттестацию в конце
последнего года уровня образования.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительной причине,
подтвержденной документально, проходят промежуточную аттестацию в дополнительные
сроки, определяемые распорядительным актом ОУ в течение одной недели с момента
выхода после отсутствия.
3.5.Для обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения
промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.
Сроки промежуточной аттестации указываются в календарном учебном графике и
учитываются при составлении расписания.
3.6.Годовая промежуточная аттестация обучающихся
с УО проводится в формах,
определяемых учебным планом ОУ, который обсуждается на педагогическом совете до
начала учебного года.
3.7.Промежуточная аттестация обучающихся с УО легкой степени может проводиться в
письменных и устных формах.
К письменным формам промежуточной аттестации относят:
комплексные контрольные работы;
контрольное списывание;

контрольные задачи, диктанты, изложения;
лабораторные, практические работы;
письменные отчёты о наблюдениях;
задания на основе текста;
творческие работы: сочинения;
тесты.

К устным формам промежуточной аттестации относят:
сообщения;
собеседование;
защита группового и индивидуального проекта.
Возможно сочетание письменных и устных форм промежуточной аттестации с
выполнением заданий практического характера, сдача нормативов, выполнение комплекса
упражнений по физической культуре, исполнение песни, ритмическое аккомпанирование к
музыкальной пьесе, выполнение рисунка, материального объекта, макета, иного
конструкторского изделия и др.
Для оценки достижений обучающихся с УО легкой степени в ходе промежуточной
аттестации, учителями разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом
того уровня, которого данная категория детей смогла достичь в процессе обучения.
Оценивается продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения
результатов со сверстниками. В соответствии с решением педагогического совета
отдельным обучающимся письменные контрольные работы могут быть заменены на

устные.
Для обучающихся, имеющих системное недоразвитие речи, промежуточная
аттестация по письму и развитию речи, русскому языку может проводиться индивидуально
с учителем–логопедом с учётом психофизических особенностей обучающихся. Для
обучающихся, имеющих трудности в письме под диктовку, промежуточная аттестация по
русскому языку проводится в форме контрольного списывания.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения всех форм
промежуточной аттестации (по итогам года) разрабатываются учителем в соответствии с
АООП. КИМы, подготовленные или разработанные самим педагогом, являются
приложением к адаптированной рабочей программе по учебному предмету (курсу).
3.8. Промежуточная аттестация обучающихся с УО легкой степени проводится в форме
дифференцированного зачета по предметам учебного плана с использованием оценочных
средств, соответствующих требованиям стандарта образования детей с УО с легкой
умственной отсталостью с оценкой по балльной отметочной системе:
«5»-отлично;
«4»- хорошо;
«3»-удовлетворительно.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся с УО с легкой умственной
отсталостью не оцениваются неудовлетворительной отметкой.
3.9.При разработке контролирующих средств педагогом учитываются трудности каждого
ребенка, обусловленные недоразвитием отдельных психических процессов, низкой
работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем
мире, несформированностью операционных компонентов учебно - познавательной
деятельности и другие особенности состояния физического и психического
здоровья
обучающегося.
3.10. Промежуточная аттестация обучающихся с УО легкой степени по физической культуре
проводится по итогам полугодовых с обязательной оценкой в форме «зачтено»/«не
зачтено» или «сдано»/ «не сдано» или отметки.
3.11.Процедура промежуточной аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью
проводится при содействии родителей (законных представителей) обучающихся в
организации рабочего места обучающегося (технической поддержки процедуры).
Обязательно согласование с ними индивидуальных сроков и времени проведения
промежуточной аттестации обучающегося.
3.12.Отметка по результатам промежуточной аттестации обучающихся УО легкой степени
выставляется в электронном журнале до отметки за полугодие.
Результаты промежуточной годовой аттестации обучающихся с УО с легкой
умственной отсталостью не являются основанием для перевода их в следующий класс, но
лежат в основе принятия коллегиального решения ППк ОУ о продолжении обучения по
варианту 1 АООП или рекомендаций родителям (законным представителям)
обучающегося с УО об уточнении специальных условий обучения для его перевода на
обучение по варианту 2 АООП.
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)
информацию о результатах промежуточной аттестации обучающихся с УО легкой степени
как посредством заполнения предусмотренных документов, в том
числе в электронной
форме (электронный журнал), так и по запросу родителей (законных представителей)
обучающихся.
Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными
представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной
аттестации обучающихся в устной форме.
Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах
промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из
соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю
3.13.Протоколы, письменные работы обучающихся, иные документы, подтверждающие
прохождение обучающимися промежуточной аттестации по учебному предмету, курсу по
результатам промежуточной аттестации на бумажных носителях хранятся в кабинете

заместителя директора по УМР в течение одного года. Учет результатов освоения
обучающимися АООП, а также их хранение в архивах информации об этих результатах на
бумажных и (или) электронных носителях регулируется локальным нормативным актом
ОУ.
3.14.Промежуточная аттестация обучающихся с УО с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР проводится без
выставления отметок. Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
с
тяжелыми и множественными нарушениями развития обучающихся с иными уровнями
умственной отсталости проводится в конце последнего года завершения образования.
Промежуточная годовая аттестация обучающихся с УО с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
осуществляется путем наблюдения за выполнением обучающимся специально
подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития
жизненной компетенции обучающихся.
У отдельных обучающихся с умеренной умственной отсталостью формами
промежуточной аттестации могут быть:
контрольное списывание;
диктант;
контрольная работа;
самостоятельная работа;
творческая работа;
практическая работа;
выполнение физкультурных упражнений;
рисунков;
заданий к рисункам, иллюстрациям поделок и др.
Промежуточная аттестация обучающихся с УО 2 вариант осуществляется путем
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности
обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки образовательных результатов отражает степень выполнения
обучающимся с УО СИПР и учитывает следующие компоненты:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного период;
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся с УО должна
оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и
др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень
самостоятельности выполнения заданий обучающимся с глубокой УО.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется в форме
«усвоил»/«не усвоил».
1.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся с УО обсуждаются на
заседаниях методических объединений учителей-предметников и педагогического совета
ОУ.
4. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация учащихся с
осуществляется в форме двух испытаний:

легкой

УО

(интеллектуальными

нарушениями)

первое — комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка,
чтения, математики и ОСЖ;
второе — направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Предметом итоговой оценки освоения учащимися с УО (умеренной, тяжелой, глубокой, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития) АООП является достижение результатов
освоения СИПР последнего года обучения и развитие их жизненной компетенции.

Комплексная работа по оценке предметных результатов усвоения обучающимися
русского языка, чтения, математики и ОСЖ составляется на основе текста
«Долгожданный день», к которому дается ряд заданий по русскому языку, чтению,
математике и основам социальной жизни (ОСЖ). На выполнение работы отводится 2
урока.
Рекомендации по оцениванию выполнения комплексной работы:
Предмет:
Чтение (литературное чтение)
Правильное, осознанное чтение "про себя".
Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания.
Задание 2.
Предмет:
Русский язык,
чтение (литературное чтение)
Оценивается
умение правильно прочитать и откликнуться на текст задания;
умение отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста своими
словами и, используя слова автора;
умение прочитать информацию, заданную в табличной форме;
умение найти нужную информацию, представленную в тексте в скрытой
форме.
умение правильно записать ответ на вопрос и проверить правильность
написания.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
3 балла – записанные ответы составлены с учетом всех требований русского
языка;
2 балла – записанные ответы передают содержание текста, но имеются 1-2
орфографические ошибки, могут быть речевые неточности в формулировке
и/или недочеты оформлении текста (неразборчивый почерк);
1 балл – не все записанные ответы передают правильно содержание текста,
имеются 3-4 орфографические ошибки, ответы оформлены небрежно и/или
более чем с двумя исправлениями;
0 баллов – ответы не записаны.
Интерпретация результатов
3 и 2 балла – ученик достиг достаточного уровня подготовки по обоим
предметам;
1 балл – ученик достиг минимального уровня подготовки по обоим
предметам;
0 баллов – ученик не достиг достаточного и минимального уровня ни по
одному предмету.
Задание 3.
Предмет:
Русский язык
Оценивается
умение распознать нужную орфограмму;
умение правильно записать нужное слово
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – задание выполнено правильно;
1 балл - задание выполнено с 1-2 ошибками;
0 баллов – задание не выполнено.

Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг достаточного уровня подготовки;
1 балл – ученик достиг минимального уровня подготовки;
0 баллов – ученик не достиг минимального и достаточного уровня подготовки.
Задание 4.
Предмет:
Русский язык
Оценивается
умение разобрать слово по составу;
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – задание выполнено правильно;
1 балл – задание выполнено с 1 ошибкой;
0 баллов – задание выполнено с 2-3 ошибками.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг достаточного уровня подготовки;
1 балл – ученик достиг минимального уровня подготовки;
0 баллов – ученик не достиг минимального и достаточного уровня подготовки.
Задание 5.
Предмет:

Русский язык
умение оформлять деловые бумаги;
Коды оценки возможных ответов учащихся:
3 балла – задание выполнено с учетом всех требований оформления деловых
бумаг;
2 балла – задание выполнено с речевыми неточностями, имеются 1-3
орфографические ошибки, могут быть недочеты оформлении текста
(неразборчивый почерк);
1 балл – задание выполнено с речевыми неточностями, имеются 4-5
орфографических ошибок, могут быть недочеты оформлении текста
(неразборчивый почерк);
баллов – задание не выполнено.
Интерпретация результатов
3 и 2 балла – ученик достиг достаточного уровня подготовки;
1 балл – ученик достиг минимального уровня подготовки;
0 баллов – ученик не достиг минимального и достаточного уровня подготовки.

Задание 6.
Предмет: Математика
Оценивается
знание табличных случаев умножения;
знание названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, массы, времени;
выполнение арифметических действия с числами и числами, полученными
при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000; выполнение
письменно арифметических действий с многозначными числами;
решение простых задач и составных задач в 2-3 арифметических действия;
умение прочитать информацию, заданную в табличной форме; заполнение
таблицы.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – задача решена и оформлена правильно;
1 балл – в решении задачи имеется недочёты: 1-2 исправления, неразборчивый
почерк;
0 баллов – задача не решена.
Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг достаточного уровня подготовки;
1 балл – ученик достиг минимального уровня подготовки;
0 баллов – ученик не достиг минимального и достаточного уровня подготовки.
Задание 7.
Предмет: Математика
Оценивается
выполнение арифметических действия с числами и числами, полученными
при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000; выполнение
письменно арифметических действий с многозначными числами;
решение составных задач в 2-3 арифметических действия;
умение оформить задачу: условие, вопрос, решение, ответ.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – задача решена и оформлена правильно;
1 балл – в решении задачи имеется недочёты: 1-2 ошибки в оформлении
условия, вопроса, 1-2 исправления, неразборчивый почерк;
0 баллов – задача не решена.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг достаточного уровня подготовки;
1 балл – ученик достиг минимального уровня подготовки;
0 баллов – ученик не достиг минимального и достаточного уровня подготовки.
Задание 8.
Предмет: Основы социальной жизни
Оценивается
выполнение арифметических действия с числами и числами, полученными
при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000; выполнение
письменно арифметических действий с многозначными числами;
решение составных задач в 2-3 арифметических действия;
умение оформить задачу: условие, вопрос, решение, ответ.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – задача решена и оформлена правильно;
1 балл – в решении задачи имеется недочёты: 1-2 ошибки в оформлении
условия, вопроса, 1-2 исправления, неразборчивый почерк;
0 баллов – задача не решена.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг достаточного уровня подготовки;
1 балл – ученик достиг минимального уровня подготовки;
0 баллов – ученик не достиг минимального и достаточного уровня подготовки.
Задание 9.
Предмет: основы социальной жизни
Оценивается
умение соблюдать правила поведения в гостях;
умение выполнять тестовые задания.
Коды оценки возможных ответов учащихся:
2 балла – задание выполнено правильно;
1 балл – задание выполнено с 1-2 ошибками;
0 баллов – задание выполнено с 3-4 ошибками.
Интерпретация результатов

2 балла – ученик достиг достаточного уровня подготовки;
1 балл – ученик достиг минимального уровня подготовки;
0 баллов – ученик не достиг минимального и достаточного уровня подготовки.
Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как
процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий
Фиксация результатов выполнения комплексной работы,
их анализ и интерпретация, использование результатов
Результаты выполнения детьми итоговой комплексной работы заносятся учителем в
таблицу. Затем ответы кодируются и интерпретируются так, как это подробно описано
выше.
По результатам итоговой комплексной работы учитель может относительно
объективно оценить уровень подготовки каждого ученика.
Примерные ориентиры для отнесения детей к той или иной группе для данной
итоговой комплексной работы составляют:
Группа детей, достигших минимального уровня базовой подготовки – учащиеся,
набравшие суммарно от 7 баллов до 10 баллов (из 18 возможных).
Группа детей, достигших достаточного уровня базовой подготовки – учащиеся, набравшие
суммарно от 11 до 18 баллов (из 18 возможных)
5.Специальные условия
При организации текущего контроля и промежуточной аттестации для обучающегося
с и УО создаются специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися
содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья в соответствии с АООП.
Недопустимыми при оценке образовательных достижений являются негативные
реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному
травмированию обучающегося с УО.
6.Порядок перевода обучающихся в следующий класс
6.1.Обучающиеся с УО, освоившие в полном объёме соответствующую часть
образовательной программы, переводятся в следующий класс.
Основанием для перевода обучающегося с УО из класса в класс является его возраст.

Критерии оценивания успешности продвижения
обучающихся с ОВЗ(УО/интеллектуальными
нарушениями)
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В
случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем
или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психологопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)
компетенциями,
необходимыми для
решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов
предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов. Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании
применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав
экспертной группы определяется образовательной организацией и включает
педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителейлогопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психоневролога,
невропатолога, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП
следует учитывать мнение родителей (законных представителей). Предметные
результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго
полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того,
сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее
организовывать под руководством учителя. Во время обучения в подготовительном и
первом классах, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно
всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только
качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько
обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом
этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом оценка достижения
обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна
базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно- развивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы
балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим
основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и
надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены
с точки зрения достоверности как «верные» или
«неверные». Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о частотности
допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как
удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные). Чем больше верно
выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей
оценочной
деятельности
целесообразно
соотносить
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками:
- «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
- «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
- Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы
отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их
наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов
следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы
учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются
по трем уровням.
Первый уровень
результатов – приобретение обучающимися
умственной отсталостью социальных знаний (о Родине, о
ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества,
социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной
организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой
обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися с умственной отсталостью
начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование
социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной
организации, в открытой общественной среде. Достижение трех уровней

результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления
эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть
сформированы
коммуникативная,
этическая,
социальная,
гражданская
компетентности и социокультурная идентичность.
- По окончании школы выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированиюв сфере образования.
Критерии оценивания успешности продвижения
обучающихся с ОВЗ УО/ТМНР (вариант «2»)
Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР
(вариант «2») принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям
умственно отсталых детей без дополнительных нарушений (вариант «1»). Они
(итоговые достижения) определяются индивидуальными возможностями ребенка и
тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной
компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных
образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками
полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни.
Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и
доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений
и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции»)
готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования
умений для активной жизни в семье и обществе.
Оценка
достижений
планируемых
результатов
освоения
АООП
обучающимися происходит строго индивидуально с учетом особенностей
психофизического развития иособых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Для текущей оценки результатов освоения АООП, два раза в год в СИПР
отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся,
отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты
образовательной
организации
оценивают
уровень
сформированности
представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребёнка
целесообразно применять метод экспертной группы (на междисциплинарной
основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников
образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая учителя,
учителя-логопеда, учителя АФВ, педагога- психолога и др., а также членов его
семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки
достижений ребёнка в сфере жизненных и академических компетенций. Основой
служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам
группы форме оценки, характеризующей наличный уровень компетенции.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать
самостоятельно ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя, допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи,
не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи
учителя.

Оценка «2» не ставится.

5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».