Паспорт программы
Образовательное учреждение
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей «Черногорская школа-интернат»
Юридический адрес
Республика Хакасия, город Черногорск
ул. Дзержинского, 16
Контактный телефон
8 (39031) 2-17-20
Директор
Молостов Евгений Викторович
Название Программы
«Путеводитель по самостоятельной жизни»
программа подготовки воспитанников
к самостоятельной жизни.
Направленность Программы
Комплексная
Автор Программы
Лазарева Наталья Вильгельмовна
Сроки реализации
5лет
Участники Программы
Воспитанники школы-интерната
- администрация школы-интерната
- воспитатели
- младшие воспитатели
- медработники
Кадровое обеспечение Программы
- психологи
- социальный педагог
- педагог-организатор
- приглашенные специалисты
Тип учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей «Черногорская школа-интернат»
Местонахождение: г.Черногорск
Сроки реализации программы: 5лет
Возраст детей: от 10 до 17 лет
Социальный статус детей: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Организация деятельности педагогов: Программа предназначена для воспитанников в возрасте 1017 лет, рассчитана на 5 лет. Групповые занятия с воспитанниками организуются 1раз в неделю.
Длительность занятия от 30 до 40 минут.
Содержание программы
1.
2.
3.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ………………………….
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ ………
4
5
6-9
- Культура поведения:
- Азбука общения
4.
ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ……………..
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ.
6-7
- Жилище;
- Одежда и обувь;
- Питание;
- Организации.
5.
ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ………………………
7-8
- Транспорт;
- Торговля;
- Связь.
6.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ ……………………..
12
- Личная гигиена;
- Здоровье и медицинская помощь;
- Основы безопасности жизнедеятельности.
7.
8.
ЖИЗНЕННОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ………………………………………………
ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН ……………
14
15
- Ты и закон;
- Полезная экономика.
9.
ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ………………
15
- Социальное направление:
- Истоки сексуальной культуры
10.
Литература ……………………………………………
16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы.
Одну группу современного российского общества представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, которые требуют особого внимания. У выпускников школ-интернатов - масса
проблем. Одна из которых - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить
вариант жизни достойного человека. Но в реальности существует ряд проблем, мешающих
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это:
– неприспособленность выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни;
– межличностные взаимоотношения;
– профессиональная ориентация воспитанников школ-интернатов.
Задача школы – интерната - помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда
необходимость создания программы по подготовке воспитанников школы-интерната к
самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых навыков для эффективного
функционирования в социуме.
Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:
Культура поведения и азбука общения
Жилище, одежда, обувь, питание
Транспорт, торговля, связь
3. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ
4. Подготовка к семейной жизни
5. Учреждения и организации
6. Жизненное и профессиональное самоопределение
7. Полезная экономика. Ты и закон.
Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому
направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.
В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах
(специально, выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных
занятиях).
1.
2.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников школыинтерната является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми,
взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того,
чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы,
выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той
или иной ситуации. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет способствовать более
успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку приходится
рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.
Реализация программы
Цель программы: подготовка воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни,
повышение социальной компетенции детей.
Задачи программы:
- Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры,
формирование потребности в общении, личностных отношений).
- Информационное обеспечение воспитанников по вопросам профессионального самоопределения,
трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей.
- Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–
ролевых, дидактических, рефлексивных).
- Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно
строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование здорового образа
жизни.
- Формирование правовой культуры.
- Развитие познавательного интереса
- Формирование экономического мышления.
Материальное обеспечение:
- Помещение для занятий;
- Техническое оснащение (компьютер, проектор);
- Канцелярские товары.
Формы работы:
- Групповые;
- Индивидуальные.
Методы работы:
- Беседа;
- Дискуссия;
- Консультация;
- Практикум;
- Анкетирование;
- Профориентационная диагностика;
- Собеседование;
- Наблюдение.
Этапы программы:
1 этап – Подготовительный:
- Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники
программы.
- Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к
самостоятельной жизни.
-Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы.
2 этап – Организационный:
-Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
- Реализация системы занятий по программе.
3 этап – Основной:
- Реализация плана работы.
-Практикумы.
4 этап – Заключительный:
- Совместный анализ занятий со специалистами детского дома, принимающими участие в
реализации программы.
- Обобщение опыта реализации проекта.
- Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы.
- Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
- Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
- Разработка и внедрение методических рекомендаций по теме программы.
Программа основывается на ряде принципов:
– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы
совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье
ребенка.
– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов
ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.
– Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы
значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует, свою востребовательность.
– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента
воспитанников школы-интерната любое воспитательное мероприятие должно быть, направлено на
развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.
– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с
целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения
ими конкретными трудовыми навыками и умениями.
– Принцип творческого начала: продуманная по содержанию, четко организованная по форме
деятельность с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза.
- Принцип последовательности и систематичности.
-Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий : создание
благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического
благополучия ребенка, поддержка, коррекция и развитие его здоровья.
Предполагаемый результат работы с Программой:
более высокий уровень социальной ориентации воспитанников, сформированность навыков,
необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
развитие личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с
учетом правовых норм;
сформированность представления о чувстве любви, человека к окружающему миру, человека
к человеку и т.д.;
развитие представления о перспективах профессионального образования и будущей
профессиональной деятельности;
имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
понимают роль физической культуры и спорта для здоровья человека
Методическая работа
№
Мероприятия
Участники
1.
Подборка методических разработок.
Воспитатели, педагог-психолог
2.
Подбор методической литературы.
Руководитель МО воспитателей
3.
Изучение нормативной документации
Зам. директора по ВР
4.
Планирование деятельности работы
групп
Воспитатели
1.
Культура поведения и азбука общения
1.Культура поведения:
Темы:
1. Формы общения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.
2. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения
благодарности.
3. Культура разговора со старшими и сверстниками.
4. Формы поздравления.
5. Культура речи при пользовании телефоном.
6. Этикет и манеры.
7. Общие правила поведения в общественных местах.
Воспитанники должны знать:
* правила поведения при встрече и расставании;
* формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием
благодарности;
* как культурно разговаривать по телефону;
* как вести себя в общественных местах;
* иметь представление об этикете и манерах;
Воспитанники должны уметь:
* следить за собой, своей походкой и жестикуляцией;
* правильно вести себя при встрече и расставании;
* вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать,
благодарить;
* тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и
сверстниками;
* культурно вести себя в общественных местах
2. Азбука общения
Темы:
1.
Честность в отношении друг с другом.
2.
Плохой хороший поступок в общении.
3.
О дружбе и товариществе.
Практические занятия:
1. Выполнение в процессе проживания правил общения с младшими,
сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить,
оказывать помощь и заботу и т.д.).
2. Организация специальной деятельности, направленной на помощь
товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрый
поступок», «Забота о ближнем» и т.д.)
3. Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки
товарищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое
настоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.)
4. Организация совместной учебной, игровой, художественной,
спортивной и др. деятельности в парах (постоянного, смешанного
и разнополого состава).
5. Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными
воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему
новому научились, кому помогли, где поступили правильно, что
понравилось и т.д.).
Индивидуально - групповые инструктивные занятия:
1.
Правила самостоятельного регулирования отношений в общении
с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.
2.
Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.
2. ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ
1.Жилище:
1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и
службы школы-интерната. Варианты квартир и подсобных помещений;
виды отопления.
2.
Почтовый адрес и телефоны школы-интерната
Экскурсия на почту
Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах
Воспитанники должны знать;
* виды жилых помещений в городе, их различия
* почтовый адрес и телефоны школы-интерната
Воспитанники должны уметь:
*
подписывать адрес на конвертах
2.Одежда и обувь:
1.
Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры
2.
Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка
3.
Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы;
подготовка сезонной обуви к хранению.
Практические работы:
- чистка и сушка верхней одежды и обуви,
- снятие мерок (определение размера)
Воспитанники должны знать:
- Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры)
- Правила ухода за одеждой и обувью
Воспитанники должны уметь;
- подбирать одежду головные уборы, обувь по сезону (и размеру), различать
их назначения (повседневная, праздничная, спортивная)
- сушить мокрую одежду и обувь; чистить готовить к хранению
- подбирать крем и чистить кожаную обувь
6
3. Питание:
1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов
питания.
2. Приготовление пищи. Завтрак (приготовление простых и
комбинированных бутербродов, отваривание яиц; яичница;
приготовление салата, винегрета, заваривание чая).
3. Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и
ухода за ними. Химические средства ухода
4. Сервировка стола к завтраку.
Практические работы:
- приготовление бутерброда, салата, винегрета, супа, каши.
- отваривание яиц,
- заваривание чая.
Воспитанники должны знать:
- Виды бутербродов,
- различные меню завтрака,
- санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи,
- правила сервировки стола к завтраку;
- правила заваривания чая,
- назначение кухонных принадлежностей и посуды;
- санитарно - гигиенические требования к использованию химических средств по
ухода за посудой.
Воспитанники должны уметь:
- Резать ножом продукты для бутербродов;
- отваривать яйца;
- нарезать варенные овощи, фрукты кубиками, соломкой;
- накрывать на стол с учетом конкретного меню.
3. ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ
1.Транспорт:
1.
Проезд в школу-интернат (маршруты, виды транспорта);
2.
Правила поведения в транспорте и на улице;
3.
Правила дорожного движения;
Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.
Воспитанники должны знать:
- наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
- варианты проезда разными видами транспорта;
- количество времени, затраченное на дорогу, пересадки;
- правила передвижения на велосипеде.
Воспитанники должны уметь:
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте
покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу) ;
- соблюдать правила дорожного движения.
(правила посадки,
2.Торговля:
1.
Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их
назначение;
2.
Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах;
Экскурсия в продовольственные и промышленные магазины,
супермаркеты.
Воспитанники должны знать:
- Основные виды магазинов и их назначение;
- виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них;
- стоимость основных продуктов, используемых для приготовления завтрака, обеда.
Воспитанники должны уметь:
- Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;
- оплатить продукты питания;
- соблюдать правила поведения в магазине.
3.Связь:
1.
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон);
2.
Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные
переводы, телеграммы);
3.
Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок
отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание
адреса на конвертах;
4.
Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных
бланков.
Практические работы; экскурсии:
- экскурсия на почту, узел связи;
- составление телефонограмм;
- заполнение бланков.
Воспитанники должны знать:
- основные средства связи;
- виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг;
- тарифы;
- порядок отправки посылок, переводов и т.д.
Воспитанники должны уметь;
- Записывать индекс на конвертах;
- составлять различные тексты телеграмм;
- заполнять телефонные бланки;
- подсчитывать примерную стоимость телеграмм.
4. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ
1.Личная гигиена:
1.
Правила личной гигиены;
2.
Уход за волосами (мытье, прическа);
3.
Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий;
4.
Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий);
5.
Твой внешний вид.
Практические работы:
- Выполнение утреннего и вечернего туалета.
Воспитанники должны знать;
1 . Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
2.
периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства
борьбы с перхотью;
3.
Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении,
выполнение домашних заданий, просмотра телепередач;
4. Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий.
Воспитанники должны уметь:
1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты;
2.
Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь;
3.
Соблюдать правила гигиены приготовления домашних заданий, зрения, сна;
4.
Чистить зубы;
5.
Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).
2.Здоровье и медицинская помощь
1.
Медицинские учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки их
назначение;
Работники мед. учреждений (врачи, мед. сестра, младший медицинский персонал,
регистраторы; работники аптеки);
2.
Виды медицинской помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием,
госпитализация. Вызов Скорой помощи и врача на дом.
Экскурсии в аптеку, поликлиники
Воспитанники должны иметь представление:
- о назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки;
- о порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств;
- о порядке вызова Скорой помощи и врача на дом.
Воспитанники должны знать:
- Виды медицинской помощи;
- функции основных врачей – специалистов.
Воспитанники должны уметь;
- Записываться на прием к врачу;
- вызывать врача на дом;
- приобретать лекарства в аптеке.
3.Основы безопасности жизнедеятельности
Тематика:
1. Формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной
обстановке:
a)
переход через улицу
б)
правила обхода транспорта на остановке
2.
Домашние опасности - электробытовые приборы
3. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и
пожаре. Порядок вызова пожарных. Пользование простейшими
средствами пожаротушения.
4. Благо и вред лекарств, средств бытовой химии. Отравление и первая
помощь. Порядок вызова медицинской помощи.
5.
Меры
безопасности
при
общении
с
колюще
режущими
предметами;
первая помощь при травмах.
6.
Сохранность жилища и порядок вызова милиции
7. Правила безопасного поведения во дворе (где можно, где нельзя
играть, источники опасности во дворе - ЛЭП и т.д.).
8.
Как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.
9.
Меры предосторожности при общении с животными.
10. Меры по обеспечению безопасности личных вещей.
11. Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с
12. незнакомыми людьми
13. Правила безопасной езды на велосипеде. Поведение на улице в
грозу, туман,
гололед, вечернее время.
14. Съедобные дикорастущие растения (грибы, ягоды).
15.
Ядовитые растения и грибы, опасные насекомые и животные
16.
Как защититься от насекомых?
17.
Правила безопасного поведения на воде; на льду замерших водоемов
18.
Меры предосторожности во время грозы.
Воспитанники должны знать:
источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе
правила поведения при возникновении стихийных бедствий
правила обращения с электробытовыми приборами
основные виды ядовитых растений и грибов
правила поведения в транспорте
правила поведения с незнакомыми людьми; домашними животными
порядок вызова Скорой помощи, милиции, газовой службы, пожарных
Воспитанники должны уметь;
обращаться с электроприборами повседневного пользования
пользоваться слесарными инструментами и инструментами для работы с тканью,
бумагой (ножницы, иглы и т.д.)
распознавать основные виды съедобных и ядовитых растений и грибов.
действовать по сигналу опасности
ориентироваться на местности
оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.д
5. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМЫ:
Детские ясли, детский сад, школа.
Дом Культуры; библиотека, музей - их назначение.
Экскурсия - Дом Культуры, библиотеку, музей, развлекательные центры
Воспитанники должны знать:
виды детских учреждений, их назначение,
адрес местного ДК, библиотеки;
какие кружки, секции в них имеются;
правила поведения в ДК и библиотеке, музее.
Воспитанники должны уметь;
Обратиться к работнику ДК, библиотеки, музея.
правильно вести себя во время игр, просмотра фильмов, чтение книг, журналов.
6. ЖИЗНЕННОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ТЕМЫ:
1.
Твой режим дня
2.
Время богатство; друг и враг
3.
Можно ли планировать свою жизнь
4.
Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей
учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)
5.
Мир труда (основные группы и типы профессий)
6.
Интересы, склонности, задатки и способности
7.
Виды профессиональных учебных заведений.
Примерные формы работы:
Встречи с преподавателями разных профессий
вечера, защиты профессии,
викторины по миру профессий, экскурсии,
комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д.,
диспут на что ориентироваться в выборе профессии и т.д.
7. ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН.
1.Ты и закон
Темы (вопросы для обсуждения):
1.
Символы нашего государства
2.
Как называется пост. Главы нашего государства
3.
Структура органов власти в России (законодательная исполнительная,
судебная власть).
4.
Что такое правовое, демократическое государство.
5.
Чем гордится Россия?
6.
Наша малая Родина
7.
Зачем нужно знать законы.
8.
Что такое правонарушение.
9. Зачем нужна полиция, суд, армия.
10. .Почему людей наказывают за правонарушения.
2.Полезная экономика
ТЕМЫ:
1.
Понятие бюджета в семье
2.
Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища,
приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь
родственникам).
3.
Планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и
состава семьи.
4.
Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и
коммунальных услуг.
5.
Планирование крупных покупок.
Практические работы:
1. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на
конкретных примерах).
2. Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии,
заполнение квитанции.
3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи родственникам (на
конкретных примерах).
Воспитанники должны знать:
1.
Основные статьи расходов в семье
2.
Правила учета расходов
3.
Порядок расчета квартплаты
4.
Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг
телеграфа.
5.
Порядок планирования крупных покупок
6.
Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д.
Воспитанники должны уметь:
1.
Подсчитывать расходы
2.
Планировать расходы на день, две недели
3.
Стоимость
показания
счетчика,
подсчитывать
стоимость
израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции
4.
Оплачивать коммунальные и др. платежи
5.
Планировать крупные покупки.
Рекомендованная литература:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005
3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159
4. .Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменениями и дополнениями ) №
120
5. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие.
Издательство, г. Москва, 2007 год.