Паспорт программы Образовательное учреждение Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Черногорская школа-интернат» Юридический адрес Республика Хакасия, город Черногорск ул. Дзержинского, 16 Контактный телефон 8 (39031) 2-17-20 Директор Бутенко Сергей Иванович Название Программы «Путеводитель по самостоятельной жизни» программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Направленность Программы Комплексная Автор Программы Лазарева Наталья Вильгельмовна Сроки реализации 1 год Участники Программы Воспитанники школы-интерната Кадровое обеспечение Программы - администрация школы - интерната - воспитатели - младшие воспитатели - медработники - психологи - социальный педагог - педагог-организатор - приглашенные специалисты Тип учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Черногорская школа-интернат» Местонахождение: г.Черногорск Сроки реализации программы: 1 год Возраст детей: от 13 до 17 лет Социальный статус детей: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Организация деятельности педагогов: Программа предназначена для воспитанников в возрасте 13-17 лет, рассчитана на 1 год. Групповые занятия с воспитанниками организуются 1раз в неделю по каждому направлению. Длительность занятия от 30 до 40 минут. Содержание программы 1.Пояснительная записка. 2.Содержание программы: 2.1.Культура поведения. *культура поведения *азбука общения 2.2. Жилище, одежда, обувь, питание, учреждения. *жилище *одежда и обувь *питание 2.3. Транспорт, торговля, связь *транспорт *торговля *связь 2.4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ *личная гигиена *здоровье и медицинская помощь *основы безопасности жизнедеятельности 2.5.Жизненное и профессиональное самоопределение 2.6.Полезная экономика. Ты и закон *полезная экономика 2.7. Подготовка к семейной жизни *социальное направление: *истоки сексуальной культуры 3.Литература ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пояснительная записка Актуальность проблемы. Одну группу современного российского общества представляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые требуют особого внимания. У выпускников школ-интернатов масса проблем. Одна из которых - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного человека. Но в реальности существует ряд проблем, мешающих социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это: – неприспособленность выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни; – межличностные взаимоотношения; – профессиональная ориентация воспитанников школ-интернатов. Задача школы – интерната помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме. Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений: 1. Культура поведения и азбука общения 2. Жилище, одежда, обувь, питание Транспорт, торговля, связь 3. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ 4. Подготовка к семейной жизни 5. Учреждения и организации 6. Жизненное и профессиональное самоопределение 7. Полезная экономика. Ты и закон. Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников. В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально, выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников школыинтерната является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт. Цель программы: подготовка воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей. Задачи программы: • Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, личностных отношений). • Информационное обеспечение воспитанников по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей. • Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно– ролевых, дидактических, рефлексивных). • Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование здорового образа жизни. • Формирование правовой культуры. • Развитие познавательного интереса • Формирование экономического мышления. Материальное обеспечение: • Помещение для занятий; • Техническое оснащение (компьютер, проектор); • Канцелярские товары. Формы работы: • Групповые; • Индивидуальные. Методы работы: Беседа; Дискуссия; Консультация; Практикум; Анкетирование; Профориентационная диагностика; Собеседование; Наблюдение; Экскурсии. Этапы реализации программы. 1 этап – Подготовительный: • Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования. • Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы. • Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни. • Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы. 2 этап – Организационный: • Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных. • Реализация системы занятий по программе. 3 этап – Основной: • Реализация плана работы. • Практикумы. 4 этап – Заключительный: • Совместный анализ занятий со специалистами детского дома, принимающими участие в реализации программы. • Обобщение опыта реализации проекта. • Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы. • Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом. • Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем. • Разработка и внедрение методических рекомендаций по теме программы. Программа основывается на ряде принципов: Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка. Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям. Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует, свою востребовательность. Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников школы-интерната любое воспитательное мероприятие должно быть, направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка. Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями. Принцип творческого начала: продуманная по содержанию, четко организованная по форме деятельность с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза. Принцип последовательности и систематичности. Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий : создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка, поддержка, коррекция и развитие его здоровья. Ожидаемые результаты работы: более высокий уровень социальной ориентации воспитанников, сформированность навыков, необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. развитие личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм; сформированность представления о чувстве любви, человека к окружающему миру, человека к человеку и т.д.; развитие представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; понимают роль физической культуры и спорта для здоровья человека Методическая работа № Мероприятия Участники 1. Подборка методических разработок. Воспитатели, педагог-психолог 2. Подбор методической литературы. Руководитель МО воспитателей 3. Изучение нормативной документации Зам. директора по ВР Планирование деятельности работы Воспитатели групп 2 .1.Культура поведения. Азбука общения. 2.1.1.Культура поведения: Темы: 1. Формы общения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. 2. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения благодарности. 3. Культура разговора со старшими и сверстниками. 4. Формы поздравления. 5. Культура речи при пользовании телефоном. 6. Этикет и манеры. 7. Общие правила поведения в общественных местах. Воспитанники должны знать: * правила поведения при встрече и расставании; * формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием благодарности; * как культурно разговаривать по телефону; * как вести себя в общественных местах; * иметь представление об этикете и манерах; Воспитанники должны уметь: * следить за собой, своей походкой и жестикуляцией; * правильно вести себя при встрече и расставании; * вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать, благодарить; * тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками; * культурно вести себя в общественных местах 2.1.2.Азбука общения Темы: 1. Честность в отношении друг с другом. 2. Плохой хороший поступок в общении. 3. О дружбе и товариществе. 4. Практические занятия: 1. Выполнение в процессе проживания правил общения с младшими, сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить, оказывать помощь и заботу и т.д.). 2. Организация специальной деятельности, направленной на помощь товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрый поступок», «Забота о ближнем» и т.д.) 3. Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки товарищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое настоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.) 4. Организация совместной учебной, игровой, художественной, спортивной и др. деятельности в парах (постоянного, смешанного и разнополого состава). 5. Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему новому научились, кому помогли, где поступили правильно, что понравилось. Индивидуально - групповые инструктивные занятия: 1. Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми. 2. Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся. Тематическое планирование. №. 1. Тема занятия Беседы с друзьями. 2. Беседы со взрослыми. 3. Приглашение гостей к столу. 4. Беседы за столом. 5. Приглашение гостей. Один дома. 6. 7. 8. Поведение в магазинах различного типа. Общение с продавцом и другими покупателями. Беседы с незнакомыми людьми. Цель Учить правилам ведения беседы с ровесника . Учить правильно обращаться к взрослому человеку, приветствовать взрослых. Познакомить с правилами поведения за столом, учить формам культурного поведения. Учить формам вежливого разговора. Познакомить с правилами поведения во время разговора. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». Учить правилам приглашения гостей. Познакомить с правилами, которые необходимо знать, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье Формировать навыки поведения в магазине Формировать навыки общения с продавцом и покупателями. Учить правильному общению с незнакомыми людьми. Познакомить с правилами, которые необходимо знать, чтобы не стать жертвой преступления. Количество часов 1 1 2 2 2 1 2 2 2 9. Разговор по телефону. Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону». 2 10. Поведение на улице. Учить правилам поведения на улице. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? 3 Правила поведения в общественном транспорте. 11. Как вести себя в общественных местах. 2 2 12. Поведение в метро. 13. Поведение в кафе. 14. Правила поведения в театре и кино. 15. 16. Поведение в библиотеке и музее. Как завоевывать друзей. 17. Бескорыстие в дружбе. 18. Что мы узнали и чему научились? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Знакомить с правилами поведения в метро. Метро, эскалатор, поезд. Формировать навык поведения за столом в кафе. Моделирование ситуаций. Знакомство с правилами поведения в театре и кино. библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку и музей. Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. взаимовыручка и взаимопомощь. Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». 2 2 2 2 2 1 1 2.2.Жилище, одежда, обувь, питание 1.Жилище: 1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и службы школы-интерната. Варианты квартир и подсобных помещений; виды отопления. 2. Почтовый адрес и телефоны школы-интерната Экскурсия на почту Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах Воспитанники должны знать; * виды жилых помещений в городе, их различия * почтовый адрес и телефоны школы-интерната Воспитанники должны уметь: * подписывать адрес на конвертах 2.Одежда и обувь: 1. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры 2. Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка 3. Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы; подготовка сезонной обуви к хранению. Практические работы: * чистка и сушка верхней одежды и обуви, * снятие мерок (определение размера) Воспитанники должны знать: * Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры) * Правила ухода за одеждой и обувью Воспитанники должны уметь; * подбирать одежду головные уборы, обувь по сезону (и размеру), различать их назначения (повседневная, праздничная, спортивная) * сушить мокрую одежду и обувь; чистить готовить к хранению * подбирать крем и чистить кожаную обувь 3. Питание: 1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов питания. 2. Приготовление пищи. Завтрак (приготовление простых и комбинированных бутербродов, отваривание яиц; яичница; приготовление салата, винегрета, заваривание чая). 3. Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства ухода 4. Сервировка стола к завтраку. Практические работы: * приготовление бутерброда, салата, винегрета, супа, каши. * отваривание яиц, * заваривание чая. Воспитанники должны знать: * Виды бутербродов, * различные меню завтрака, * санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи, * правила сервировки стола к завтраку; * правила заваривания чая, * назначение кухонных принадлежностей и посуды; * санитарно - гигиенические требования к использованию химических средств по уходу за посудой. Воспитанники должны уметь: * Резать ножом продукты для бутербродов; * отваривать яйца, * нарезать вареные овощи, фрукты кубиками, соломкой. * накрывать на стол с учетом конкретного меню. Тематическое планирование : №. Тема занятия Цель Количество часов. 1. Виды жилых Развитие представлений о видах 2 помещений. жилых помещений. 2. Почтовый адрес дома, Ознакомление с правилами 1 школы-интерната написания почтового адреса. 3. Уборка комнаты. Формировать понятие о сухой и 2 Правила уборки. влажной уборке помещения; 4. Практическая работа: Самостоятельно сделать выводы 1 Написание адреса на по пройденной теме. конверте. 5. Виды одежды. 2 Ннаучить классифицировать одежду по назначению 6. Значение одежды, 2 Уточнить представления о головных уборов и значении одежды в жизни обуви для здоровья человека. человека. 7. Правила и приемы Знакомство с правилами и 2 повседневного ухода за приемами повседневного ухода за одеждой и обувью. одеждой и обувью; 8. Уход за одеждой 2 Формирование и развитие умений практическая работа. и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за одеждой 9. Правила и приёмы 2 Учить правилам и приемам ручной стирки изделий ручной стирки изделий из х/б из х/б ткани. ткани. 10. Глажение фартуков, 2 Глажение изделий из х/б тканей косынок, носовых (фартуков, косынок). платков. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Значение питания в жизни и деятельности человека. Формировать представление о значении питания в жизни человека, дать представление о значимости режима питания.. Разнообразие продуктов, Формировать знания, как составляющих рацион правильно питаться; о пищевых питания. веществах необходимы человеку; Влияние правильного Правильно составлять режим режима и рационального питания. питания на здоровье детей. Гигиена приготовления Познакомить с гигиеной пищи. приготовления пищи. Правила и приемы Учить правилам и приемам хранения продуктов хранения продуктов. Способы выбора Учить выбирать доброкачественных доброкачественные продукты. продуктов. Приготовление пищи с Познакомить с приготовлением минимумом тепловой пищи с минимумом тепловой обработки на э/плите. обработки. Правила и приемы ухода Мытье посуды с применением за посудой. моющих средств. Составление рецепта Приготовление жареной приготовления блюд. картошки и первых блюд. 2 2 2 2 2 2 3 2 3 2.3.Транспорт, торговля, связь. 1.Транспорт: 1. Проезд в школу-интернат (маршруты, виды транспорта) 2. Правила поведения в транспорте и на улице. 3. Правила дорожного движения. Экскурсия - коллективные поездки в транспорте. Воспитанники должны знать: * наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната. * варианты проезда разными видами транспорта. * количество времени, затраченное на дорогу, пересадки. * правила передвижения на велосипеде. Воспитанники должны уметь: * соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу). * соблюдать правила дорожного движения. 2.Торговля: 1. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их назначение. 2. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах Экскурсия в продовольственные и промышленные магазины, супермаркеты. Воспитанники должны знать: * Основные виды магазинов и их назначение, * виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них; * стоимость основных продуктов, используемых для приготовления завтрака, обеда. Воспитанники должны уметь: * Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню; * оплатить продукты питания; * соблюдать правила поведения в магазине. 3.Связь: 1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон) 2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). 3. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание адреса на конвертах. 4. Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных бланков. Практические работы; экскурсии: * экскурсия на почту, узел связи, * составление телефонограмм * заполнение бланков Воспитанники должны знать: * основные средства связи, * виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг; * тарифы. 8 порядок отправки посылок, переводов и т.д. Воспитанники должны уметь; * Записывать индекс на конвертах, * составлять различные тексты телеграмм, * заполнять телефонные бланки, * подсчитывать примерную стоимость телеграмм. Тематическое планирование . №. Тема занятия Цель Количество часов 1. Виды транспортных средств. Развитие умения правильно Правила дорожного. 2 ориентироваться в дорожных ситуациях 2. Составление маршрута от дома 2 Формировать умение до школы. составлять маршрут Городской транспорт. 2 Познакомить с различными видами транспорта. 3. Правила поведения в транспорте. Формирование навыков 2 поведения на улице, дороге, в общественном транспорте. 4. Оплата проезда на всех видах Учить оплачивать проезд на 1 городского транспорта (разовый всех видах городского проездной, единый билет). транспорта. 5. Наиболее рациональные Рассчитать стоимость проезда 2 маршруты передвижения. от дома до школы и обратно .Определить сумму денег, необходимую на проезд на день, неделю, месяц. 6. Пригородные поезда. Расписание. Деловая игра: экскурсия на 2 Направления. вокзал. - определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде 7. 8. 9. .Магазины промышленных товаров. Специализирован. магазины промышленных товаров, их отделы. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможного обмена товара. 10. Средства связи. основные средства связи (почта, телеграф, телефон. компьютер Их назначение. 11. Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма). Виды писем. Международные и на территории государства. Порядок отправления письма различного Стоимость пересылки. Телеграф. 12. 13. 14. 15. Виды телеграмм и телеграф. Услуг. 16. Тарифы. в прямом и обратном направлении. Познакомить с отделами магазина. Знакомство с отделами магазина и видами товаров, ценой, гарантийный срок. Закрепить знания о приобретение доступного по цене товара. (проверка чека, сдачи.). Познакомить с основными средствами связи. 2 1 2 2 Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки; упаковка бандероли, посылки; 2 Познакомить с видами писем . 2 Познакомить с порядком отправления писем. Знакомство с тарифами пересылки товаров.. Познакомить с видами телеграмм и научить заполнять . Рассчитать стоимость тарифов и закрепить правила отправки писем, посылок ,бандеролей. 2 2.4.Личная гигиена, здоровье, ОБЖ 1.Личная гигиена: 1. Правила личной гигиены 2. Уход за волосами (мытье, прическа) 3. Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий 4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий) 5. Твой внешний вид Практические работы: * Выполнение утреннего и вечернего туалета; Воспитанники должны знать; 1. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета 2. Периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства борьбы с перхотью 3. Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении, выполнение домашних заданий, просмотра телепередач 4. Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий Воспитанники должны уметь: 2 2 2 1. Выполнять утренние и вечерние туалеты. 2. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь. 3. Соблюдать правила гигиены приготовления домашних заданий, зрения, сна. 4. Чистить зубы. 5. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид). 2.Здоровье и медицинская помощь 1. Медицинские учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки их назначение. Работники мед. учреждений (врачи, мед. сестра, младший медицинский персонал, регистраторы; работники аптеки). 2. Виды медицинской помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов Скорой помощи и врача на дом. Экскурсии в аптеку, поликлиники Воспитанники должны иметь представление: * о назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки * о порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств * о порядке вызова Скорой помощи и врача на дом Воспитанники должны знать: * Виды медицинской помощи; * функции основных врачей - специалистов Воспитанники должны уметь; * Записываться на прием к врачу; * вызывать врача на дом, * приобретать лекарства в аптеке. 3.Основы безопасности жизнедеятельности Тематика: 1. Формирование умений и навыков ориентироваться в дорожнойобстановке: a) переход через улицу б) правила обхода транспорта на остановке 2. Домашние опасности - электробытовые приборы 3. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и пожаре. Порядок вызова пожарных. Пользование простейшими средствами пожаротушения. 4. Благо и вред лекарств, средств бытовой химии. Отравление и первая помощь. Порядок вызова медицинской помощи. 5. Меры безопасности при общении с колюще режущими предметами; первая помощь при травмах. 6. Сохранность жилища и порядок вызова милиции 7. Правила безопасного поведения во дворе (где можно, где нельзя играть, источники опасности во дворе - ЛЭП и т.д.). 8. Как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр. 9. Меры предосторожности при общении с животными. 10. Меры по обеспечению безопасности личных вещей. 11. Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с 12. незнакомыми людьми 13. Правила безопасной езды на велосипеде. Поведение на улице в грозу, туман, гололед, вечернее время. 14. Съедобные дикорастущие растения (грибы, ягоды). Ядовитые растения и грибы, опасные насекомые и животные 15. Как защититься от насекомых? 16. Правила безопасного поведения на воде; на льду замерших водоемов 17. Меры предосторожности во время грозы. Воспитанники должны знать: * источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе * правила поведения при возникновении стихийных бедствий * правила обращения с электробытовыми приборами * основные виды ядовитых растений и грибов * правила поведения в транспорте * правила поведения с незнакомыми людьми; домашними животными * порядок вызова Скорой помощи, милиции, газовой службы, пожарных Воспитанники должны уметь; * обращаться с электроприборами повседневного пользования * пользоваться слесарными инструментами и инструментами для рабо ты с тканью, бумагой (ножницы, иглы и т.д.) * распознавать основные виды съедобных и ядовитых растений и грибов. * действовать по сигналу опасности * ориентироваться на местности * оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.д. №. 1. 2. Тема занятия Человек, строение человека. Предметы и средства гигиены. Уход за руками. Выбор полотенца. 5. Уход за предметами личной гигиены: расческой, зубной щеткой, мочалкой. Гигиена одежды и обуви. Мелкий ремонт одежды. 6. Уход за волосами. 7. Гигиена зубов. 8. Что такое здоровье? 9. Здоровье и как его сохранить 10. Секреты здорового питания. Рацион питания. Сотовый телефон – плюсы и минусы. Роль компьютера в 3. 4. 11. 12. Тематическое планирование. Цель Количество часов Повторить части тела и правила личной гигиены 1 Формирование умения самостоятельного выбора и использования полотенца. Учить ухаживать за предметами личной гигиены. 1 Повторить правила ухода за одеждой и обувью. Научить работать иглой и ножницами. Пришивание пуговиц. Научить навыкам по уходу за волосами. Закрепить правила чистки зубов. Уход за зубной щеткой. Сформировать у воспитанников представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни. 2 Объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика. .Познакомить с правильным рационом питания (вредные и полезные продукты). Дать информацию о сотовых телефонах (плюсы и минусы). Воспитывать бережное 2 2 2 2 2 1 2 2 2 жизни школьника. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. отношение к своему здоровью при работе с компьютером.. Вредные привычки и их Формировать жизненно важные профилактика гигиенические умения, навыки и полезные привычки. Безопасность в Познакомить с источниками общественных местах. опасности в общественных местах. Безопасность в быту. Знать общие правила безопасного поведения, владеть ими в бытовых ситуациях Безопасность в Знать и соблюдать правила природной среде. безопасного поведения на природе (в лесу; в горах; на водоёмах). Безопасность в социуме.. Объяснять смысл понятий «общение», «социальная группа» Основы Объяснять смысл понятий противодействия «терроризм» и «экстремизм», их экстремизму и взаимосвязь терроризму. Безопасность в Знать и применять правила информационном безопасного использования пространстве. электронных устройств, правила защиты от мошенников. 2 2 2 2 2 3 2 2.5.Трудовое и профессиональное самоопределение. Тематическое планирование №. 1. 2. 3. Тема занятия Многообразие мира профессий» - вводное занятие. . «Профессия, специальность, должность» информационный час. «Профессии моего города» информационный час Цель Количество часов. Расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним. Формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий Расширение и систематизация представлений детей о профессиях наших земляков. 1 1 1 4. «У меня все получится» - игра-погружение Формирование положительных жизненных целей. 1 5. Экскурсия в центр занятости населения Знакомство с деятельностью организаций, направленных на содействие занятости населения 2 6. «Об Армии с гордостью» интеллектуальная интерактивная игра. Расширение знаний о военных профессиях. 1 Расширить знания и побудить интерес учащихся к профессии, через общение со студентами и выпускниками учебных .заведений. Формирование культуры труда. 2 . 7. Формула успеха - руд по призванию» - занятие – размышление. 8. Внутренняя культура – гарант удачной трудовой деятельности» информационная беседа. 9. Темперамент и выбор профессии» - занятие с элементами анкетирования «Встречи с интересными людьми, профессионалами круглый стол. Развитие навыков работы с диагностическими материалами. 1 Формировать положительное отношение к людям труда своего дела. 2 11. . Профессиональные учебные заведения» информационная беседа. 2 12. «Ошибки в выборе профессии» - дискуссия Знакомство с профессиональными учебными заведениями , порядком приема просом на рынке труда. Развивать умение работать с информацией 13. Экскурсии в техникум и училища города. Ознакомление подростков с возможными вариантами выбора образовательного маршрута. 2 14. «Профессии вокруг нас» - викторина. Закрепление у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях. 1 15. Мое видение будущей профессии» - диспут. 1 16. «Здоровье и выбор профессии» - дискуссия 17. Экскурсия в узел связи. Формирование навыков и планирования в выборе профессии. : Научить анализировать свои возможности и соотносить их с будущей профессией. Расширить знания о производственной деятельности людей, о технике 10. 1 1 2 2 18. 19. 20. 21. 22. «Способности и профессиональная пригодность» - деловая игра «Угадай профессию» игровая программа научить анализировать свои способности применительно к будущей профессии. 1 Закрепление знаний о профессиях 1. «Новые профессии нашего времени» информационная беседа «Самая востребованная профессия на рынке труда» - диспут Оформление стенгазеты «В море профессий». :Знакомство с новыми профессиями на рынке труда 2 Развитие навыков анализа, синтеза и сопоставления 1 Создать условия для применения ранее полученных знаний о мире профессионального труда Профессиональное самоопределение воспитанников. 1 Мотивировать подростков к летнему трудоустройству. 1 Побудить желание личностного и профессионального роста. 2 Познакомить подростков с нормативно-правовыми документами, регламентирующими трудоустройство несовершеннолетних Обобщение и систематизация полученных знаний 2 23. «Знатоки профессий» игровая программа. 24. .Круглый стол с приглашением представителей занятости населения. Личный профессиональный план» занятие – практикум. Как правильно подготовить документы для трудоустройства занятие-практикум. 25. 26. 27. Мой выбор» - итоговое занятие. 1 1 2. 6.Полезная экономика. Ты и закон. 1.Полезная экономика ТЕМЫ: 1. Понятие бюджета в семье 2. Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственникам). 3. Планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и состава семьи. 4. Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. 5. Планирование крупных покупок. Практические работы: 1. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах). 2. Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции. 3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи родственникам (на конкретных примерах). Воспитанники должны знать: 1. Основные статьи расходов в семье 2. Правила учета расходов 3. Порядок расчета квартплаты 4. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг телеграфа. 5. Порядок планирования крупных покупок 6. Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д. Воспитанники должны уметь: 1. Подсчитывать расходы 2. Планировать расходы на день, две недели 3. Стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции 4. Оплачивать коммунальные и др. платежи 5. Планировать крупные покупки. 2.Полезная экономика ТЕМЫ: 1. Понятие бюджета в семье 2. Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственникам). 3. Планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и состава семьи. 4. Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. 5. Планирование крупных покупок. Практические работы: 1. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах). 2. Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции. 3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи родственникам (на конкретных примерах). Воспитанники должны знать: 1. Основные статьи расходов в семье 2. Правила учета расходов 3. Порядок расчета квартплаты 4. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг телеграфа. 5. Порядок планирования крупных покупок 6. Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д. Воспитанники должны уметь: 1. Подсчитывать расходы 2. Планировать расходы на день, две недели 3. Стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции 4. Оплачивать коммунальные и др. платежи 5. Планировать крупные покупки. 1.Ты и закон Темы (вопросы для обсуждения): 1. Символы нашего государства 2. Как называется пост. Главы нашего государства Структура органов власти в России (законодательная исполнительная, судебная власть). 4. Что такое правовое, демократическое государство. 5. Чем гордится Россия? 6. Наша малая Родина 7. Зачем нужно знать законы. 8. Что такое правонарушение. 9. Зачем нужна полиция, суд, армия. 10. .Почему людей наказывают за правонарушения. Тематическое планирование: 3. №. 1. 2. Тема занятия Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство с правилами в ОУ) Права и обязанности воспитанников в ОУ. 3. Изучаем документы при трудоустройстве. 3. Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. Викторина «Человек. Личность. Гражданин» Игра «Кто кого, или Подросток в мире вредных привычек» Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам Скажем- нет» Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних. 4. 5. 6. 7.. Конкурс газет «Есть выбор – жизнь,без наркотиков» 9. Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» 10.. Взыскания и наказания. 8.. 11.. О правопорядке. Правонарушения И преступления. Цель Количество часов. Познакомить воспитанников с законами РФ и правилами в ОУ.. 1 Ознакомление с документами, защищающими права человека, с обязанностями несовершеннолетних Расширить у воспитанников представление о значимости документов: паспорт гражданина РФ, ИНН, СНИЛС. Расширить знания воспитанников о юридической ответственности. 1 Закрепление знаний о личности человека и его правах. Закрепить знания о вредных привычках. 2 Изучение понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», профилактика вредных привычек Расширить знания о соблюдение законов подростками. 2 Закрепить знания о вреде алкоголя, курения, употребления ПАВ Изучить понятие и виды преступлений, а также рассмотреть меры избежания. Дать понятие о взыскании и наказание человека. Познакомить с законами ,видами правонарушений, преступлений. 1 2 2 2 2 1 2 3 12.. Введение в экономику. Объяснить понятие об экономике и ее роли в стране. 2 13.. Банки и банковская система. Деньги в век электроники. 12. Страхование (жизни, здоровья, имущества). Научаться давать определение банковской системы и работать с банкоматами. Познакомить с видами страхования. 3 Объяснять процесс формирования заработной платы. 2 Научить детей распределять заработную плату в домашнем хозяйстве. 3 13. Рынок труда и безработица. 14. Экономика в домашнем хозяйстве. 3 ТЕМЫ: 1. Твой режим дня 2. Время богатство; друг и враг 3. Можно ли планировать свою жизнь 4. Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.) 5. Мир труда (основные группы и типы профессий) 6. Интересы, склонности, задатки и способности 7. Виды профессиональных учебных заведений. Примерные формы работы: * Встречи с преподавателями разных профессий * вечера, защиты профессии, * викторины по миру профессий, экскурсии, * комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д., * диспут «На что ориентироваться в выборе профессии» и др. 2.7. Подготовка к семейной жизни. 1. Социальное направление. 2. Что такое семья. 3. Состав семьи. 4. Родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя). 5. Дальние и близкие родственники. 6. Необходимость заботы и уважения друг к другу. 7. Правила поведения в семье. 8. Женщина-Дама, мужчина-Рыцарь. Тематическое планирование №. Тема занятия Цель Количество часов. 1. Семья-это семь Я!» 1 2. Этикет взаимоотношения в семье. Формировать представление о семье, ее функциях и значении в жизни человека. Способствовать развитию доброжелательности, взаимопомощи в семейной жизни; 2 3. Семейные традиции, праздники. 4. Планирование семьи. 5. Знакомство с родственниками. 6. Семейный отдых. 7. Быт семьи. 8. Бюджет семьи . Из чего он формируется? 9. Семейные праздники и традиции. Дизайн дома. 10. 11. Как нужно любить детей. 12. Счастливая семья. 13. Воспитание в семье трудолюбия у детей. Здоровье семьи. 14. 15. Основные проблемы семейных отношений. 16. Вся семья вместе, так и душа на месте. 17. Уважай старших. 18. День семьи». Итоговое занятие «Семья». Систематизировать и обобщить знания; воспитание, уважение к семейным традициям; Создание новой полноценной семьи. Уточнять, обобщать и расширить знания детей о родственниках. Познакомить детей с традициями семейного отдыха, народными играми и забавами. Создания тепла и уюта в доме 2 Дать детям понятие о составляющих семейного бюджета и распределение заработных денежных средств. Формирование понимания ценности своей семьи. Учить детей создавать красоту и уют в доме. Подвести воспитанников к пониманию, что любовь и забота взрослых Формировать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи. Обобщать понятие детей о труде Воспитание бережного отношения к здоровью. 2 Актуализировать знания детей о семье, о ценности семейных отношений; Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям; Воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости. Формирование у воспитанников представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 2 2 1 Рекомендованная литература: 1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004. 2. Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005 3. Федеральный закон « Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021г, №273. с изменениями) 4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159 5. .Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120 6. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год. 7. Интернет-ресурсы.