Вопрос: Какие упражнения можно проводить с аутичным ребенком по развитию мелкой моторики?
07.11.2025
Ответ: Мелкая моторика рук играет огромную роль в многостороннем развитии организма ребенка в целом. Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласовано и координировано. Эти трудности во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.
Предлагаю начать работу по развитию мелкой моторики при помощи песка. Его можно использовать ежедневно:
1. Предложите ребенку сначала рассмотреть песок, потрогать его одним пальцем, потом всеми пальцами руки. Осторожно предложите ему дотронуться второй рукой. Следите за тем, чтобы ребенок не испугался.
2. В песке сжимаем руки в кулак, играем пальцами. Пересыпаем песок сквозь пальцы. Покажите, как можно пересыпать песок из одной ладони в другую. Пусть ребенок попробует сделать это сам.
3. Заройте какую-нибудь игрушку в песок. Попросите найти ее, откопать.
4. Разными предметами (стеклянными камешками разного цвета, ракушками, шишками)
сделай «дорожки», «озеро» на песке.
5. Предложите ребенку отправиться в путешествие – оставляйте пальцами следы на песке: «зайка бежал», «мишка шел».
6. Попросите показать вам указательный палец и нарисовать на песке себя, дом, солнце и другие предметы.
7. Вместе с ребенком полейте песок из лейки. Посмотрите, как он впитывает воду. Сначала песок влажный, потом мокрый, и из него можно делать куличики.
Кижапкина
Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы